Пулковская, Коуровская и Кавказская горная обсерватории (Ленинградская и Свердловская области, Республика Карачаево-Черкессия) будут открывать новые астероиды в Солнечной системе в рамках международного проекта Gaia, который реализует Европейское космическое агентство (ЕКА). Об этом сообщил корреспонденту ТАСС глава представительства ЕКА в России Рене Пишель.

«Одной из задач проекта Gaia является поиск новых объектов в нашей Солнечной системе, в основном, астероидов. Поскольку применяемая в аппарате Gaia система сканирования оптимизирована в первую очередь для поиска звезд, а не астероидов, точное обнаружение последних требует наличия данных от наземных средств слежения», — пояснил Пишель.

Он отметил, что для получения таких данных в ЕКА была организована сеть обмена данными — Сеть сопровождения объектов Солнечной системы SSO-FUN, в которую вошли и вышеназванные российские обсерватории. «Формально эта сеть не входит в Ассоциацию по обработке и анализу данных DPAC проекта Gaia и не является подразделением ЕКА. Все участвующие в работе сети обсерватории делают это на добровольной основе, — отметил Пишель. — Участники сети могут получать оповещения о поиске различных объектов. Эти оповещения не исходят от ЕКА, а генерируются в системе ассоциации DPAC, конкретно — Институтом небесной механики и расчета эфемерид IMCCE в Париже. Задания рассылаются тем обсерваториям-участницам сети SSО-FUN, в зоне наблюдения которых тот или иной космический объект находится в данный момент».

По словам Пишеля, на данном этапе все элементы сети SSO-FUN функционируют в тестовом режиме.

Коуровская обсерватория первой в России провела наблюдения в рамках проекта Gaia. «Мы получили эфемериды двух астероидов, которые постоянно курсируют между Юпитером и Марсом. Полученные данные мы передали по сети на обработку. Сейчас ждем новых техзаданий», — сообщила ТАСС директор Коуровской обсерватории Полина Захарова.

Эфемерид по наблюдению за астероидами в Солнечной системе также ожидают Пулковская и Кавказская горная обсерватории. По словам Пишеля, новые координаты небесных тел будут направлены в российские обсерватории в ближайшее время.

Европейский космический телескоп Gaia 19 декабря 2013 года был успешно запущен с космодрома Куру во Французской Гвиане при помощи с ракеты-носителя «Союз-ST». Аппарат определит точные позиции приблизительно миллиарда звезд, что составляет около 1% от общего числа звезд в Млечном Пути. С помощью этих данных будет составлена трехмерная карта нашего звездного окружения.

Предполагается, что с помощью телескопа ученые откроют около 10 тысяч экзопланет. Кроме того, он определит угловые скорости 150 млн самых ярких объектов, а также их состав. Предполагается, что Gaia проработает в космосе пять лет.