В петербургском ЦНИИ робототехники и технической кибернетики (РТК) создан уникальный лабораторный комплекс для космических экспериментов с участием роботов, сообщил ТАСС замглавного конструктора ЦНИИ РТК, завкафедрой телематики Санкт-Петербургского политехнического университета Владимир Заборовский.

«Мы собрали и настроили лабораторный комплекс, аналогов которому нет нигде в мире. В его основе лежит роботическое устройство — двухстепенной шарнир, который более семи лет работал на внешней поверхности международной космической станции (МКС) и управлялся оператором, из лаборатории космической робототехники ЦНИИ РКТ», — пояснил он.

На орбите робот-манипулятор участвовал в космическом эксперименте «Контур-1», в рамках которого устройством на поверхности МКС управляли с Земли. После завершения эксперимента робот был возвращен на Землю, и на его основе создали испытательный стенд для новых исследований. «Мы планируем использовать этот стенд в рамках космических экспериментов «Контур-2» и «Контур-3″ с целью отработки групповых операций, выполняемых напланетными роботами под контролем человека-оператора», — уточнил Заборовский.

Эксперимент «Контур-2» планируется осуществить в марте нынешнего года. В ближайшее время на орбиту будет доставлен специальный джойстик, с помощью которого космонавт будет управлять наземными роботами. «Используемое в джойстике программное обеспечение позволяет парировать случайные задержки, возникающие в каналах связи при передаче команд управления», — уточнил собеседник агентства. Эксперимент позволит отработать взаимодействие космонавта, работающего на МКС, с роботами на Земле, что позволит создать технологии строительства лунной станции. При строительстве лунной станции, как ранее сообщал ТАСС, планируется использовать роботов, управляемых человеком с лунной орбитальной станции.

«Контур-3» запланирован на 2016-2020 годы для отработки с борта пилотируемой орбитальной станции протоколов управления группировками напланетных роботов и систем взаимодействия на базе компьютерной сети «межпланетный интернет».