За орбитой Плутона скрываются по крайней мере еще две карликовые или нормальные планеты, на что указывают необычное расположение и распределение небольших небесных тел на дальних подступах Солнечной системы, заявляют испанские и британские астрономы в двух статьях, опубликованных в журнале Monthly Notices of the Royal Astronomical Society.

«Большое количество объектов с необычными и аномальными орбитами заставляет нас поверить в то, что за орбитой Плутона существует некая невидимая сила, которая влияет на распределение и траектории движения самых далеких транснептуновых объектов. Нам кажется, что самое правдоподобное объяснение этой аномалии заключается в том, что за Нептуном и Плутоном существуют другие планеты, пока не известные нам. Мы пока точно не знаем, сколько их, учитывая ограниченность доступных нам данных, но наши расчеты показывают, что их как минимум две», — объясняет Карлос де ла Фуэнте Маркос (Carlos de la Fuente Marcos) из Мадридского университета (США).

Де ла Фуэнте Маркос и его коллеги пришли к такому выводу после того, как они заметили, что небольшие небесные тела за орбитами Нептуна и Плутона распределены не так, как это предсказывают модели Солнечной системы, и вращаются по «неправильным орбитам». Если бы модели были бы верны, то все крупные астероиды и карликовые планеты максимально удалялись бы от Солнца на примерно одинаковое расстояние и вращались бы по относительно «плоским» и тесным орбитам.

На самом деле все обстоит иначе — орбиты транснептуновых объектов были наклонены в среднем на 20 градусов, а то расстояние до Солнца, которое они достигали в максимально далекой от него точке орбиты, могло различаться в 2-3 раза. Все это натолкнуло ученых на идею, что в зоне за орбитами Плутона и Нептуна могут присутствовать планеты.

Для ответа на вопрос, действительно ли это так, де ла Фуэнте Маркос и его коллеги построили компьютерную модель планетной системы, на окраинах которой помимо комет и крупных астероидов существовали несколько планет на расстоянии в 150 астрономических единиц (средних дистанций между Солнцем и Землей). Она была построена на базе наблюдений за кометой 96P/Machholz 1 и дюжиной других транснептуновых объектов, которые ведут себя не так, как предсказывает классическая модель Солнечной системы.

Данная модель однозначным образом показала, что астероиды и кометы с краев планетной системы начинают вести себя так, как они это делают в реальности, только в том случае, если их движением «дирижировала» хотя бы одна планета. По расчетам планетологов, в случае с настоящей Солнечной системой таких планет как минимум две, но они не исключают того, что их может быть больше.

В принципе, как отмечают авторы статьи, одна из этих планет уже может быть найдена — в начале марта астрономы признали объект 2012 VP113, найденный два года назад на ближней к нам кромке облака Оорта, карликовой планетой. Ее открытие и подтверждение существования свидетельствуют о том, что современная астрономия обладает всеми необходимыми инструментами для поиска самых далеких планет Солнечной системы, заключают ученые, передает РИА Новости.

А.Ж.