Ученые не могут узнать о состоянии животных, участвующих в биологических экспериментах на борту спутника «Фотон-М»: необходимости в наблюдении за ними не было, и поэтому соответствующая аппаратура на спутник не устанавливалась, сообщил РИА Новости источник в ракетно-космической отрасли.

«Фотон-М4» с гекконами, мушками-дрозофилами, яйцами шелкопряда, грибами и семенами высших растений был выведен на земную орбиту с Байконура 19 июля. Тогда же связь со спутником была нарушена — аппарат не принимал команды с Земли. Связь удалось восстановить 26 июля.

Сообщалось, что в соответствии с программой экспериментов успешно функционируют 18 комплектов научной аппаратуры. Биологическая часть миссии «Фотон-М» в космосе включает в себя восемь экспериментов. Самые крупные животные на спутнике — это пять гекконов длиной примерно по 10 сантиметров каждый. Эксперимент с гекконами предполагает получение от них потомства.

Включение автоматики для проведения экспериментов на спутнике «Фотон-М» проходит в соответствии с заданными программами, об этом свидетельствует поступающая со спутника телеметрическая информация, сказал собеседник агентства. «Ученым поступают телеметрические данные о том, что срабатывают программы, проходят команды — например, прошла команда на открытие кормушек, прошла команда на подачу воды. Это все работает», — отметил он.

В то же время нельзя узнать, как ведут себя животные.

«На «Фотоне» такие вещи не были запланированы. Они запланированы только на будущем биологическом спутнике «Бион-2″. Там предполагается не только телеметрия, но и сброс информации (на Землю) в реальном времени, в том числе видео», — сказал источник.

«Если брать проведенный ранее эксперимент с развитием личинок на борту МКС, то за его ходом было важно наблюдать, поэтому транслировалось видео с борта станции. В экспериментах на «Фотоне» необходимости в передаче видеоданных на Землю не было. Все пишется на внутренние видеокамеры; потом, после возвращения «Фотона», записи будут обрабатываться», — отметил он.

Программа нынешних экспериментов рассчитана на получение материала, который будет изучаться лишь после возвращения на Землю через два месяца биокапсулы с животными, добавил собеседник агентства.