Российские ученые совместно с зарубежными коллегами получили первые результаты работы спутника МКА ФКИ-ПН2 с научной аппаратурой «Рэлек», запущенного в начале июля на орбиту — это, в частности, данные об электромагнитных волнах в ионосфере Земли и вспышках света в верхних слоях атмосферы нашей планеты. Об этом сообщает Научно-исследовательский институт ядерной физики имени Д.В.Скобельцына МГУ (НИИЯФ).

Спутник МКА ФКИ-ПН2 разработан в НПО им. С.А. Лавочкина по заказу Роскосмоса и оснащен аппаратурой «Рэлек» (от «релятивистские электроны») разработки НИИЯФ. Аппарат предназначен для изучения высотных электрических разрядов, атмосферных транзиентных явлений (спрайты, голубые струи, эльфы), «высыпаний» релятивистских электронов из радиационных поясов Земли.

МКА ФКИ-ПН2 был запущен на орбиту 8 июля. 18 июля состоялось успешное раскрытие антенны первого прибора спутника — радиочастотного анализатора электромагнитного поля и радиоволн (РЧА), изготовленного в Польше. РЧА накапливал данные в течение 10 минут до раскрытия антенны и на протяжении 50 минут после него, за это время было получено около 20 МБайт данных, отмечается в сообщении. Затем на полтора часа были включены все остальные приборы КА.

Первые данные многих приборов к настоящему времени проанализированы, говорится в сообщении.

«Мы наблюдали то, что содержит плазма в космическом пространстве — электромагнитные волны в ионосфере. По полученным данным мы можем сказать, какие излучения пришли от Солнца, какие от молнии и какие от землетрясения. Мы можем делать прогноз, например, возникновения землетрясения», — сказала представитель Польской академии наук Ханна Роткел, которая цитируется в сообщении.

На борту МКА ФКИ-ПН2 работает прибор «Телескоп-Т», предназначенный для наблюдения вспышек света в верхней атмосфере.

«На днях мы получили данные (с этого аппарата), переданные из МГУ. В этих данных мы распознали события, которые мы хотим исследовать. Прибор работает. Похожий прибор был установлен в 2009 году на (российском научном) спутнике «Татьяна-2». Сейчас мы его усовершенствовали: на «Рэлек» установили новые зеркала, поэтому полученная информация должна быть более точной», — отметил руководитель корейской научной космической программы профессор Ил Пак, слова которого приводит пресс-служба НИИЯФ. Под руководством Ил Пака была разработана и выполнена оптическая часть и электроника «Телескопа-Т».

В результатах эксперимента «Рэлек» заинтересованы и американские ученые.

«Рэлек» измеряет те же всплески релятивистских электронов, что и американские спутники «Ван Аллен» (RBSP), с которыми я работаю, поэтому данные «Рэлек» представляют для меня большой интерес. Я бы хотел их сравнить с данными, которые мы получили недавно на своих спутниках», — отметил специалист в области астрофизики Илан Рот из Университета Калифорнии в Беркли, передает РИА Новости.