Международная организация по стандартизации (ISO) утвердила два новых международных стандарта космической деятельности, основанные на российских разработках. Они помогут проектировать космическую технику, снизить число неисправностей и поломок оборудования, сообщили ТАСС в пресс-службе Росстандарта.

«Проведение исследований в космической среде ставит уникальный набор задач, решение которых необходимо для дальнейшего освоения космического пространства и создание перспективной космической техники. Новые международные стандарты подтверждают лидерство и признание российских разработок и станут унифицированным инструментом, том числе, для реализации программ научных исследований и экспериментов в космосе», — сказал глава Росстандарта Антон Шалаев, чьи слова приводятся в сообщении.

Так, международный стандарт ISO 17520:2024 «Космическая среда (естественная и искусственная). Проникновение космических лучей и частиц солнечной энергии внутрь магнитосферы. Метод определения эффективной вертикальной жесткости обрезания» используется для расчета проникающих в магнитосферу Земли потоков энергичных заряженных частиц солнечного и галактического происхождения на разных высотах и на разных геомагнитных долготах. Также он нужен для оценки их воздействия на космические аппараты и другое оборудование в околоземном космическом пространстве. Руководителем проекта выступил старший научный сотрудник отдела космических наук Научно-исследовательского института ядерной физики имени Д. В. Скобельцына Московского государственного университета имени М. В. Ломоносова (НИИЯФ МГУ) Борис Юшков.

В свою очередь, ISO ТО 23689:2024 «Космическая среда (естественная и искусственная). Информация о космической погоде для использования в работе космических систем» впервые на уровне стандарта описывает основные факторы космической погоды в разных регионах космического пространства. Этот стандарт содержит общепринятые на международном уровне описания основных явлений космической погоды, включая их источники и воздействие на космические системы. Документ будет использоваться разработчиками программного обеспечения для космических систем, проектировщиками космических систем и пусковых установок.

В обоих случаях разработчиками выступили эксперты технического комитета по стандартизации Росстандарта «Ракетно-космическая техника» и ученые НИИЯФ МГУ. ISO ТО 23689:2024 — это пример международного сотрудничества. В его разработке приняли участие эксперты из более чем десяти стран, среди которых: Россия, Китай, США, Индия, Бразилия, Германия, Франция, Финляндия, Япония, Великобритания. При этом соруководителем проекта выступил заведующий отделом космических наук НИИЯФ МГУ Владимир Калегаев, им же подготовлены все разделы стандарта, относящиеся к космическим лучам и к магнитосфере Земли, уточнили в пресс-службе.

«Новые стандарты призваны стать основой для проектирования оборудования космической техники, определения влияния космической среды и погодных условий на данную технику, минимизации неисправностей и поломок оборудования. Кроме того, ISO ТО 23689:2024 поможет программистам разрабатывать специализированное программное обеспечение, основанное на необходимых требованиях для функционирования в космической среде. Документ применим к эксплуатации космических систем, включая наземные, орбитальные и космические автоматизированные спутниковые системы. Россия всегда являлась передовой страной в освоении космоса, именно поэтому наилучшие практики российских ученых легли в основу новых международных стандартов», — заключили в Росстандарте.