20 ноября 2013 года в 01:15 UTC (05:15 мск) с площадки 0В Среднеатлантического регионального космопорта на о. Уоллопс, шт. Вирджиния, США, стартовыми расчетами компании Orbital Sciences Corp. по программе ORS-3 (Operationally Responsive Space-3) осуществлен ракеты-носителя Minotaur-1 со спутником военного назначения STPSat-3 [Space Test Program Satellite-3] и 28 микроспутниками стандарта CubeSat.

Через 12 минут 14 секунд после старта КА STPSat-3 успешно отделился от последней ступени носителя и вышел на околоземную орбиту высотой 497 х 507 км и наклонением 40,5 град. В каталоге Космического командования ВВС США он получил номер 39380 и международное обозначение 2013-064А.

Вслед за STPSat-3 началось отделение других спутников. Они должны выйти на круговую орбиту высотой около 500 км.

Программа ORS-3 предусматривает отработку возможности использования малых спутников и “скорострельных” носителей для быстрого обеспечения тактической разведывательной информацией войск на поле боя.

КА STPSat-3 создан специалистами компании Bell Aerospace по заказу Центра космических и ракетных систем ВВС США. Масса спутника – 180 кг. На его борту размещено оборудование для проведения экспериментов в интересах американских военных и NASA.

Кроме STPSat-3 на орбиту выведены следующие спутники:

– восемь КА Prometheus (1А, 1В, 2А, 2В, 3А, 3В, 4А и 4В), созданных специалистами Лос-Аламоской национальной лаборатории. С их помощью предполагается проверить возможность использования технологии CybeSat в интересах национальной обороны;

– КА Horus создан специалистами Ливерморской национальной лаборатории на базе платформы Colony II CubeSat Bus, разработанной компанией Boieng для Национального разведывательного управления США. С его помощью предполагается опробовать методики слежения за космическим мусором и провести ряд других экспериментов. Спутник имеет и другое название – STARE-B (Space-Based Telescopes for Actionable Refinement of Ephemeris-B). Его масса – 4 кг;

– КА ORSES – совместный проект офиса программы ORS и Центра космических и ракетных систем ВВС США. Его задачей является проверка функционирования каналов связи по доведению информации до тактического пользователя;

– два КА ORS Tech (1 и 2) разработаны специалистами Лаборатории прикладной физики Университета Джонса Хопкинса и предназначены для отработки перспективных космических технологий;

– два КА SENSE (Space Environmental NanoSat Experiment) (1 и 2 или А и В) предназначены для проверки работы коммуникационных и навигационных систем наноспутников в условиях реального космического полета и влияния на них космической погоды. Масса каждого спутника 5 кг;

– КА Н2 (другое название Ho‘oponopono-2) создан специалистами Гавайского университета и предназначен для калибровки наземных радаров. Его масса 3,5 кг;

– КА KYSat-2 (Kentucky Space Consortium-2) создан в образовательных целях учебными заведениями штата Кентукки. Масса аппарата 1 кг;

– КА DragonSat-1 (Drexel University Satellite-1) создан специалистами Университета Дрексела и Академии ВМФ США для проведения научных экспериментов. Его масса 1 кг;

– КА NPS-SCAT (Naval Postgraduate School Solar Cell Array Tester) создан в аспирантуре ВМС США для испытаний различных видов солнечных батарей. Масса КА – 1 кг;

– КА Firefly создан специалистами Центра космических полетов имени Годдарда и предназначен для изучения магнитосферы Земли. Масса около 3 кг;

– КА Trailblazer [известен также как SPA-1 (Space Plug-and-play Architecture) Trailblazer] разработан в Университете штата Нью-Мексико и предназначен для отработки перспективных космических технологий. Масса спутника 1 кг;

– КА ChargerSat создан специалистами Алабамского университета в г. Хантсвилл для отработки перспективных технологий. Масса КА – 1 кг;

– КА Lunar (другое название Vermont Lunar Cubesat) создан в Техническом колледже Вермонта для отработки технолгий, которые в будущем будут использоваться при создании аппаратов, предназначенных для изучения Луны. Масса – 1 кг;

– КА COPPER (Close Orbiting Propellant Plume and Elemental Recognition) разработан и изготовлен в Университете Сент-Люиса и предназначен для изучения воздействия радиации на космический аппарат. Масса – 1 кг;

– КА Black Knight-1 создан в Академии США в Вест-Пойнте и предназначен для проведения технических экспериментов в интересах Министерства обороны США. Масса – 1 кг;

– КА SwampSat разработан студентами Флоридского университета и предназначен для проведения технических экспериментов. Масса – 1 кг;

– КА CAPE-2 (Cajun Advanced Picosat Experiment-2) разработан в Университете штата Луизиана и предназначен для отработки технологий, используемых при создании наноспутников. Масса – 1 кг;

– КА TJ3Sat (Thomas Jefferson Cube Sat) разработан в Высшей школе имени Томаса Джефферсона и предназначен для проведения научных исследований. Масса – 1кг;

– КА PhoneSat 2.0 создан в Исследовательском центре NASA имени Эймса и предназначен для отработки перспективных телекоммуникационных технологий. Масса – 1кг.

Кроме вышеперечисленных спутников на последней ступени носителя были размещены два неотделяемых контейнера с научным и технологическим оборудованием: AFSS (Autonomous Flight Safety System) и SoM/DoM.

Состоявшийся запуск является рекордным по числу выведенных одновременно на околоземную орбиту космических аппаратов. Правда, он уступает двум советским миссиям (“Космос-1985” в 1988 году, ”Космос-2052” в 1990 году), когда на орбите были выпущены 36 калибровочных сфер. Однако, все эти сферы были пассивными объектами, в то время как в миссии OST-3 на орбиту выведены полноценные космические аппараты.