Следующая цель космонавтики после исследований на Международной космической станции (МКС) — Луна, в то время как полет на Марс пока остается очень далекой перспективой, считают эксперты, которые обсудили перспективы пилотируемой космонавтики после показа фильма «Космическая одиссея. XXI век», прошедшего в РИА Новости в рамках проекта «Научный понедельник».
Фильм российских режиссеров Ларисы Смирновой и Майи Данилевской демонстрирует жизнь и работу космонавтов на МКС от подготовки к старту до возвращения на Землю. Большая часть фильма посвящена бытовой стороне существования в космосе: как есть, пить и спать в невесомости, как летать по станции, где искать улетевшие предметы и что делать, если при возвращении спускаемый модуль окажется в море или тайге.
Рассказывая о производстве фильма, руководитель телестудии Роскосмоса Александр Островский сказал: «Каждый проект, который мы делаем, мы стараемся делать, как последний. Каждый проект, который мы делаем — штучный. Может быть, хотелось бы быстрее их делать, но не получается».
Шеф-редактор проектов телестудии Роскомоса Александр Зараелян пояснил, что при съемках фильма авторы старались показать все: как космонавты едят, пьют, работают, моются и так далее.
«Единственное, что не вошло в картину — как ребята на гитаре играют», — сказал он.
Съемки на орбите выполнены самим космонавтами. Сначала они встретили в штыки идею рассказывать про космический быт, однако авторам фильма удалось «влезть им в душу», заинтересовать и включить в процесс. Трудно было скомпоновать полученный материал так, чтобы держать зрителя в напряжении, сказал Зараелян.
Как считает директор Института космических исследований РАН академик Лев Зеленый, «авторам фильма удалось показать, как тяжела дорога в космос и как много счастья она доставляет».
По словам Зеленого, после работы на МКС «следующая цель пилотируемых полетов — это Луна».
Сейчас Институт космических исследований готовит новую серию космических аппаратов, которые полетят на Луну, в том числе орбитальный аппарат, рассказал он. Функции этих аппаратов — разведывательные, в числе их задач планируется доставка грунта на Землю, в частности с экваторов, что позволит подтвердить или опровергнуть обнаружение на полярных областях Луны подповерхностного льда. «Мы это воспринимаем как прелюдию к высадке на Луне», — сказал эксперт.
Полет на Марс эксперты считают делом отдаленного будущего. Замдиректора Института медико-биологических проблем РАН и космонавт доктор медицинских наук Моруков затруднился назвать время полета на Марс. Он пояснил, что «никакой гонки ни в коем случае нельзя устраивать», и подчеркнул, что сначала на Красную планету должны лететь автоматические аппараты, а не люди.
«Сейчас мы сделали первый шаг (в проекте «Марс-500″), мы протестировали саму способность человека выдержать условия, напоминающие полет на Марс», — сказал эксперт. Еще один шаг вперед — опыты со стендами, позволяющие моделировать передвижение человека после длительного перелета на поверхности Марса, рассказал он.
К громкому проекту Mars One, предполагающему безвозвратный полет добровольцев на Марс, эксперты относятся весьма скептически. «Я не знаю, как они там будут жить, долетят ли они туда и на чем они туда долетят. Оставить человека без поддержки — мне кажется, это просто негуманно. Собрать деньги — мне кажется, основное в этом проекте», — сказал Моруков.
«Эти энтузиасты могут не долететь до Марса, а просто погибнуть по дороге из-за радиации, так как с ней бороться пока никто не умеет», — сказал Зеленый. Он объяснил, что на околоземных орбитах нас защищает от радиации магнитное поле Земли, но в открытом космосе люди беззащитны перед космическим излучением — поэтому за многомесячный полет к Марсу лучевая болезнь будет энтузиастам гарантирована.
К.И.