Рабочая группа при Межпарламентской Ассамблее стран СНГ в начале 2014 года приступит к разработке Конвенции СНГ о сотрудничестве в области исследования и использования космического пространства в мирных целях. Такие планы озвучили сегодня участники консультативного совещания в Таврическом дворце в Санкт-Петербурге по вопросам подготовки конвенции. В нем приняли участие представители национальных парламентов, аэрокосмических агентств, ведущих научно-исследовательских институтов и конструкторских бюро космической промышленности России, Белоруссии, Казахстана, Таджикистана и Украины.

Как отметила в беседе с ИТАР-ТАСС после заседания директор Департамента международного сотрудничества Национального космического агентства Казахстана Ляйля Тлепбергенова, «в настоящее время страны СНГ взаимодействуют в космической сфере преимущественно в двустороннем формате, а база для многостороннего сотрудничества, созданная в 1991-1993 годах, уже явно устарела — механизмы, которые тогда были заложены, сегодня не работают». При этом потенциал, которым располагают государства СНГ в области освоения космоса, на сегодняшний день в полной мере не используется.

«Каждое государство по мере своих возможностей стало самостоятельно развивать космическую отрасль. Но объективная реальность в том, что нужно консолидировать усилия для достижения чего-то крупного — реализовать качественно новые, прорывные проекты, — подчеркнула Ляйля Тлепбергенова. — Для этого потребуется концентрация усилий как финансовых, так и научного потенциала, производственных возможностей». Эксперты уверены, что у всех участников переговоров «есть интерес, понимание того, что необходимо вместе работать, поскольку существует историческая база, сформировавшаяся во времена Советского Союза — остались институты, есть общая методология и общие подходы к ведению исследований и совместных разработок».

На сегодняшнем совещании было решено создать рабочую группу, которая проанализирует имеющуюся договорную базу, разработает концепцию и проект нового многостороннего договора — Конвенции о сотрудничестве в космической сфере. До конца года она будет сформирована, а в первом квартале 2014 года начнет работу.

По словам представителя Комитета Совета Федерации России по экономической политике Константина Титова, результатом деятельности группы должна стать разработка документа, который позволит странам-участницам Содружества «достаточно энергично и грамотно осваивать космос не в одиночку, а всем вместе». Участники совещания напомнили, что у стран СНГ уже выработаны определенные направления сотрудничества, связанные с использованием российской навигационной спутниковой системы ГЛОНАСС, космических систем дистанционного зондирования Земли, с техническим регулированием и созданием единых подходов и стандартов в реализации космических проектов. Прорабатываются также вопросы сотрудничества в области космической связи, совместного реагирования на чрезвычайные ситуации, мониторинга сельскохозяйственных земель.