Зонд «Вояджер-1» вопреки заявлениям НАСА еще летом 2012 года покинул Солнечную систему, утверждают американские физики, которые разработали новую модель строения границы гелиосферы и опубликовали свои выводы в Astrophysical Journal Letters.

Два зонда-близнеца «Вояджер-1» и «Вояджер-2» были запущены в 1977 году в рамках проекта по изучению планет-гигантов и окраин Солнечной системы. Сейчас «Вояджер-1» является самым далеким от Земли космическим аппаратом — он находится на расстоянии 18,7 миллиарда километров от Солнца.

Ученые ожидают, что в ближайшее время зонд покинет Солнечную систему и выйдет в межзвездную среду — то есть преодолеет границу гелиосферы, «пузыря», заполненного солнечным ветром и солнечным магнитным полем.

В августе 2012 года приборы зонда «почувствовал» резкие изменения в потоке космических лучей разного происхождения. В течение нескольких дней поток протонов и альфа-частиц с энергиями 1,9-2,7 мегаэлектронвольт, исходящих от Солнца, сократился примерно в 300-500 раз. При этом интенсивность галактических космических лучей выросла вдвое. Некоторые эксперты полагали, что это может быть признаком выхода в межзвездное пространство. В этом случае «Вояджер-1» стал бы первым в истории искусственным объектом, покинувшим Солнечную систему, а человечество стало бы «межзвездной» цивилизацией.

Однако представители НАСА заявили, что говорить о выходе в межзвездное пространство пока рано — приборы зонда не зафиксировали смены направления силовых магнитного поля, а, значит, аппарат пока находится в гелиосфере и еще не зафиксировал галактическое поле.

Марк Свисдак (Marc Swisdak) из университета Мэриленда и его коллеги предложили свою модель устройства гелиопаузы — границы гелиосферы, которая позволяла бы объяснить все эффекты, которые наблюдает «Вояджер», в частности, колебания в потоке частиц, что не объяснила прежняя модель.

Согласно их расчетам, на границе гелиосферы существуют большие «магнитные острова», соединенные с межзвездным магнитным полем. Моделирование показало, что при движении сквозь эту «пористую» среду возникают скачки плотности частиц солнечного и галактического происхождения — подобные тем, что фиксировал «Вояджер». При этом силовые линии межзвездного поля могут соединяться с внешним, межзвездным полем, а значит зонд не почувствует смены направлений.

«Модель показывает, что граница гелиосферы — это пористая, многослойная структура, «прошитая» магнитным полем. Это модель показывает, что вопреки прежним заключениям, «Вояджер-1″ уже пересек гелиопаузу (границу гелиосферы и межзвездной среды)», — говорится в статье.

«Хозяева» зонда с осторожностью относятся к новой гипотезе. Один из руководителей миссии Эд Стоун (Ed Stone) напоминает, что это только модель.

«Другие модели предсказывают, что, что межзвездное магнитное поле изгибается на границе нашего солнечного пузыря, и гласят, что направление межзвездного поля будет отличаться от солнечного магнитного поля. Согласно этой интерпретации «Вояджер-1″ все еще внутри», — говорит Стоун, слова которого приводит пресс-служба НАСА.

Он отметил, что вопросы о тонкой структуре магнитных полей на границе Солнечной системы пока остаются предметом дискуссий среди ученых, пишет РИА Новости.