Миссия по доставке на Землю грунта со спутника Марса, Фобоса, станет шагом к более сложной цели — доставке образцов грунта с самой Красной планеты. Об этом сообщил сегодня ИТАР-ТАСС на международном авиасалоне «Ле-Бурже 2013» генконструктор, гендиректор НПО им. Лавочкина Виктор Хартов.

Он отметил, что неудачная миссия «Фобос-Грунт» была попыткой перепрыгнуть пропасть после длительного перерыва. «Сейчас мы идем гораздо более осторожней, правильней, надежней, — сказал Хартов. — Сначала мы научимся летать стабильно на Луну, затем мы вместе с ЕКА должны полететь в 2018 году на Марс /миссия «ЭкзоМарс»/». В ходе этой миссии российский космический аппарат должен опустить европейский марсоход на поверхность. Генконструктор НПО им. Лавочкина считает, что лунная и марсианская миссии позволят накопить опыт, уверенность и вернуться к «Фобос-Грунту» уже на новом уровне.

Отвечая на вопрос, будут ли в миссию на Фобос заложены новые решения, Хартов сказал, что специалисты будут отталкиваться от старых наработок. «Потому что они прошли большой путь наземной отработки, но они будут улучшены с учетом того опыта, который мы будем получать на лунных миссиях», — уточнил он. Кроме того, задача остается прежней. «Причем её можно понимать не как финишную задачу, а как очередной шаг, чтобы решить самую интересную задачу — доставить грунт с Марса», — считает ученый. По его словам, возвращение грунта с Марса задача более сложная, так как планета большая, и КА надо будет при возвращении преодолеть ее притяжение. «Надо сначала грунт поднять с нее на околомарсианскую орбиту, а потом его с этой марсианской орбиты доставить к Земле. И эта часть пройдет свою отработку уже в рамках миссии «Фобос-Грунт», — пояснил Хартов.

«Сейчас ведется большая работа Роскосмосом и ЕКА, чтобы найти формы того, как все эти миссии сделать общими, начиная с Луны и Марса. Есть большое желание эти миссии делать вместе с европейцами, чтобы это были общие усилия, общие технические возможности и средства», — отметил он.

К.И.