Совершенный 50 лет назад космический полет первой в мире женщины-космонавта Валентины Терешковой «имеет огромное значение не только для России, но и для всего человечества». Так считает представитель президиума Федерации космонавтики России в Европе, США и Канаде Лоренц Хааг.

«Этот полет на космическом корабле «Восток-6″, начавшийся 16 июня 1963 года и продолжавшийся почти трое суток, стал подлинным подвигом», — сказал он сегодня в беседе с корр. ИТАР-ТАСС. По словам эксперта, «Валентина Терешкова очень близка нам, являясь одним из столпов современной мировой истории, науки, культуры, политики, образования». «Ее героический полет создал ее как новую личность», — указал профессор. «Дела и подвиги героев помнят и высоко чтят, на их примере учатся жить, бороться и побеждать», — добавил он.

С точки зрения Хаага, «проблему участия женщин в космических полетах невозможно рассматривать в отрыве от социальных условий и состояния массового сознания». «Следует подчеркнуть основополагающее значение запусков первых пилотируемых кораблей «Восток» для освоения космоса и роль полета Валентины Терешковой, оказавшего значительное влияние на дальнейшее развитие космонавтики», — отметил он.

«Полет был задуман и осуществлен ради достижения приоритетных целей, и в нем, как и в каждом из тех первых полетов, были сделаны шаги, необходимые для будущих космических стартов», — продолжил Хааг. По его словам, «каждый новый эксперимент в космосе является закономерным развитием предыдущих».

«На сегодняшний день в орбитальных космических полетах участвовали 56 женщин — космонавтов и астронавтов, трое из них погибли в катастрофах», — напомнил Хааг. «Но первая всегда остается первой: алмаз всегда сверкает», — подчеркнул он.

«Из СССР и России в космосе побывали три женщины. Кроме Валентины Терешковой — Светлана Савицкая, ставшая первой женщиной-космонавтом, вышедшей в открытый космос в 1984 году, и Елена Кондакова — первая женщина, совершившая длительный полет в космос, проведя почти полгода на орбитальной станции «Мир» в 1994-1995 годах», — констатировал профессор.

«В Германии хорошо знают Валентину Терешкову, — продолжил он. — Во многих немецких городах улицы носят ее имя». «В саксонском Хемнитце ее именем названа одна из школ, которая тесно сотрудничает с Центром космонавтики имени Зигмунда Йена — первого немецкого космонавта», — добавил эксперт. В воскресенье ученики школы посетили этот центр и возложили цветы к бюсту Юрия Гагарина, ознакомившись с экспонатами и фотоматериалами, посвященными развитию космонавтики, в том числе полету Терешковой.

«Космическая наука и технологии имеют огромное значение в повседневной жизни и в решении перспективных проблем, и роль ее постоянно будет увеличиваться», — сказал Хааг. По его убеждению, «здесь имеется огромный потенциал для взаимодействия наших стран как в вопросах осуществления совместных полетов, выводов спутников различного назначения, так и в разработке новых материалов, технологий с использованием современных инноваций».