книг на странице:
по названию А-я Я-а
по автору А-я Я-а
1960
Математические методы исследования основных процессов, протекающих в двигателе
В книге изложен ·вывод уравнений, описываю­щих прюцессы в камере, гидравлических цепях и аг­регатах системы питания. Приведены решения для некоторых упр ощенных случаев. Рассмотрены. ре­жимы работы двигателя в окрестности расчетного режима. Предложены графический метод и после­довательность анализа внутрикамерных процессов. Книга предназначена для инженеров, специали­зирующихся в области исследования двигателей, и может быть использована как учебник по курсу, чи­таемому факультативно.
1999
Математическое моделирование рабочего процесса жидкостных ракетных двигателей
Обобщены теоретические и экспериментальные работы в области математического моделирования рабочего процесса жидкостных ракетных двигателей. Изложен современный метод математического моделирования полного цикла эксплуатационных режимов работы ЖРД. Доп. информация: Книга предназначена для студентов, аспирантов и преподавателей технических вузов и университетов. Она также может быть полезна для специалистов по ракетной и авиационной технике. Из введения: Сегодня трудно представить цивилизованный мир без ракетно-космической техники. На повестке дня - создание международного обитаемого космического комплекса, развертывание которого начинается в 1998 году. Производятся и будут продолжаться полеты к дальним планетам Солнечной системы. Обсуждается вопрос о создании на Луне постоянных исследовательских баз и заводов. Реализуются программы по выводу на различные орбиты сотен спутников с целью всемирной информатизации (телефонизации, мониторинга, обмена информацией, обучения, проведения банковских операций, слежения за транспортом, быстрого обнаружения чрезвычайных ситуаций и решения большого количества других задач). Все эти виды полезных нагрузок должны выводится в космос дешевыми и надежными ракетами-носителями, оснащенными высокоэффективными, высоконадежными, дешевыми и экологически чистыми двигателями. Этим требованиям соответствуют ракеты и ракетные двигатели, работающие на жидких компонентах топлива. Наибольшее распространение получили ракеты, у которых двигатели работают на жидком кислороде и углеводородном горючем на первых ступенях и жидком кислороде и жидком водороде на верхних ступенях. Надежность, эффективность и стоимость современных жидкостных ракетных двигателей определяется, в первую очередь, знанием и умением управлять динамическими процессами, происходящими в агрегатах двигателя при его функционировании. С развитием вычислительной техники стало возможным математическое моделирование динамических процессов в двигателе, уменьшающее риск и затраты при отработке ЖРД.
2015
Методология экспериментальной отработки ЖРД и ДУ, основы проведения испытаний и устройства испытательных стендов
В книге приведены общие принципы экспериментальной отработки ЖРД и ДУ, основы проектирования и расчетов испытательных стендов и их систем, методы и технологии испытаний ракетных двигателей, разгонных блоков и ступеней ракет-носителей и их систем, информационно-управляющих и информационно-измерительных систем и систем аварийной защиты и диагностики испытаний. Рассмотрены основные воздействующие факторы, определяемые условиями эксплуатации объекта исследования, и их имитация при экспериментальной отработке, схемы двигательных установок ракетно-космических систем, функционирующих на различных компонентах ракетных топлив, а также испытательных стендов и экспериментальных установок для их отработки. Показаны перспективы развития и создания средств выведения и космических аппаратов. Рассмотрены экологические проблемы испытательных комплексов, двигательных и энергетических установок ракетных и транспортных систем. Рассмотрена методология численного моделирования устойчивости процессов в камерах сгорания ЖРД и оценки параметров этих процессов при испытаниях. Для специалистов, занятых в испытаниях двигателей, двигательных установок ракетно-космической техники и проектировании и эксплуатации испытательных стендов. Может быть полезной аспирантам и студентам высших учебных заведений аэрокосмического направления.
1988
Методы математического моделирования двигателей летательных аппаратов
Рассмотрены методы математического моделирования в оптимизации двигателей летательных аппаратов и их элементов на современных электронных цифровых и аналоговых вычислительных машинах. Последовательно изложены принципы построения математических моделей и приведены основные их типы, используемые при изучении и проектировании двигателей летательных аппаратов.
2014
Методы физического моделирования высокочастотной неустойчивости рабочего процесса в жидкостных ракетных двигателях
Изложены результаты многолетней работы авторов, связанной с разработкой и исследованием методов физического моделирования высокочастотной неустойчивости рабочих процессов ЖРД и способов демпфирования колебаний давления в камерах и газогенераторах. Разработанные авторами методики огневого и акустического моделирования условий самовозбуждения и демпфирования высокочастотных колебаний давления позволяют принимать обоснованные технические решения при выборе облика и оптимальных конструктивных параметров форсунок и смесительных головок на стадиях эскизного проектирования и доводочных испытаний при экспериментальной отработке нового двигателя. Для специалистов в области ракетно-космической техники, может представлять интерес для преподавателей, аспирантов и студентов вузов аэрокосмического направления.
2009
Моделирование внутрикамерных процессов РДТТ с учётом неравномерного выгорания топлива
Рассмотрена математическая модель внутрикамерных процессов РДТТ с учётом неравномерного выгорания твёрдого топлива в результате эрозионного горения.
1974
Моделирование испытаний ЖРД
В книге рассмотрены теоретические основы моделирования испытаний ЖРД, прогонзирования параметров и характеристик их надежности, а также описаны модели ускоренных испытаний, которые в целом ряде случаев могут быть применены и для других механических систем. Изложены методы построения математических моделей на основе выбора рационального вида аппроксимирующих функций, методологические и теоретические вопросы прогнозирования результатов испытаний в многофакторном плане. Представлены решения отдельных задач по прогнозированию параметров и характеристик надежности систем на основе количественной и качественной информации, а также решения конкретных задач прикладного характера. Книга предназначается для инженерно-технических работников и научных сотрудников, занимающихся вопросами испытаний ракетной и авиационной техники. Книга может быть полезной также предподавателям, аспирантам и студентам технических вузов.
2001
Научно-технический юбилейный сборник КБХА. 1941 - 1991 годы.
1986
Нестационарные процессы и методы проектирования узлов РДТТ.
В книге приведены: обзор конструкций современных РДТТ, методы проектирования их конструктивных узлов, обеспечивающих работу двигателя в нестационарных условиях. Даны характеристики внутрикамерных процессов и методы их расчетов; математическое описание физико-химических процессов. Доп. информация: Книга предназначена для инженеров, специализирующихся в области проектирования и обработки энергетических установок с РДТТ. Из предисловия: Ракетные двигателя, у которых рабочим телом являются высокотемпературные продукты горения твердого топлива, (РДТТ) в последнее время нашли широкое применение. Технические, баллистические, конструктивные параметры РДТТ весьма разнообразны и определяются, в основном, их назначением и областью применения. Несмотря на многообразие конструкций РДТТ и различия в режимах и параметрах протекающих внутрикамерных процессов, общим является наличие переходных периодов в механизме преобразования энергии твердого топлива в реактивную силу. Переходные периоды работы РДТТ характеризуются резким изменением внутрибаллистических, теплофизических, термодинамических, газодинамических параметров продуктов сгорания твердого топлива как внутри камеры, так и в сопловом аппарате. К нестационарным процессам, проходящим в РДТТ, относятся: выход на режим и спад давления по окончании работы, переход с одного режима на другой для многорежимных РДТТ, спад давления при запрограммированном прерывании горения заряда и т. д. Результаты исследований изменения параметров состояния продуктов сгорания в переходные периоды работы позволили разработать общий математический метод определения характеристик нестационарных процессов в каждом конкретном случае с учетом специфики физико-механических, газодинамических и рецептурных факторов.
1970
Нестационарные режимы работы ЖРД.
В книге рассмотрены работа ЖРД в нестационарных условиях и на переходных режимах, динамические процессы и некоторые вопросы статики. Рассматриваются дифференциальные уравнения, характеризующие работу отдельных агрегатов и двигателя в целом при запуске, на марше и во время выключения. Дан анализ возможностей применения при исследовании нестационарных режимов дифференциальных уравнений в частных производных при определенных краевых условиях. Изложены основы теории форсунок, некоторые вопросы смесеобразования и горения; предложен вывод формулы для определения периода запаздывания сгорания. Установлена связь между этим периодом и физическими свойствами компонентов топлива. Приведен вывод и анализ наиболее важных уравнений камеры сгорания, в том числе основного дифференциального уравнения с запаздывающим аргументом. Дан подробный вывод уравнения тяги при работе двигателя на неустановившемся режиме, раскрыта физическая сущность удельной тяги. Это позволяет исследовать внутрикамерные процессы, в том числе высокочастотную неустойчивость. Описана работа основных агрегатов системы подачи, дан вывод универсального уравнения системы наддува баков и приведены уравнения, характеризующие внутрибаковые процессы. Описано движение упругой жидкости в деформируемом трубопроводе и процесс заполнения трубопровода высококипящим и низкокипящим компонентами, что вместе с анализом условий работы центробежного и шнекового насосов дает возможность рассчитать основные агрегаты системы подачи. Предложен наглядный графо-аналитический метод и методы расчета двигателя с помощью дифференциальных уравнений и с использованием вычислительной техники. Материалы, изложенные в книге, могут быть использованы при всестороннем исследовании и расчете ЖРД и его агрегатов. Доп. информация: Книга предназначена для научных работников, конструкторов, преподавателей и студентов, специализирующихся по ЖРД.
1997
Низкотемпературные твёрдотопливные газогенераторы.
В книге представлены методы расчета рабочих процессов, оптимизации проектных параметров и результаты экспериментальной отработки низкотемпературных твердотопливных газогенераторов различных конструкций и принципов действия, предназначенных для систем подачи топлива и наддува топливных баков ракет и космических аппаратов. Книга предназначена для инженеров и научных работников проектных и конструкторских организаций, а также будет полезна аспирантам и студентам ВУЗов соответствующего профиля. Из предисловия: Существует большое количество систем наддува топливных баков ракет. Среди этого разнообразия можно выделить три основных типа: системы на холодном газе (газобаллонные), системы на горячем газе (газогенераторные), системы, основанные на испарении компонентов топлива. Твердотопливные низкотемпературные газогенераторы (НТГГ) относятся к системам на горячем газе. Однако вьфабатывасмый при их работе газ имеет температуру, которая позволяет им занять промежуточное положение между системами на холодном и горячем газе. Это достигается либо использованием твердых охладителей, которые разлагаясь, охлаждают горячие продукты сгорания твердого топлива, либо применением твердого азотогенерирующего состава (АГС), продукты разложения которого имеют температуру 600— 800 К. В последнем случае возможно использование жидкого окислителя для многократной инициации разложения АГС. Впрыск окислителя позволяет управлять реакцией разложения и регулировать наддув топливных баков. При этом генерируется практически чистый азот, т.е. возможен наддув как бака горючего, так и бака окислителя. Таким образом, НТГГ обладают рядом преимуществ перед другими системами наддува. При высокой надежности, как у твердотопливных газогенераторов, они имеют более высокую работоспособность газа по сравнению с газобаллонной системой, более низкую температуру газов наддува по сравнению с обычными газогенераторами, вырабатывают инертный газ — азот, позволяют регулировать процесс наддува. Эти достоинства, а также простота конструкции, определили интерес к НТГГ проектировщиков систем наддува. Однако при простом конструктивном оформлении в НТГГ протекают сложные теплофизичеткие процессы. Описанием их до последнего времени практически не занимались. Проводились в основном экспериментальные работы, накапливался опытный материал, который требовал обработки, систематизации и обобщения. Кроме того, для создания НТГГ необходимо проведение расчетных работ, которые невозможны без разработки математических моделей рабочих процессов, оптимизации дальнейших экспериментов и, в конечном итоге, оптимизации проектных параметров НТГГ. Для решения этих вопросов авторами проведены исследования, результатом которых является данная книга, подводящая определенные итоги в работе.
1997
Общие методы теории высокотемпературных процессов в тепловых двигателях
1969
Основы производства жидкостных ракетных двигателей
В книге рассмотрены основные технологические процессы изготовления наиболее характерных деталей, узлов и агрегатов жидкостных пакетных двигателей (ЖРД): камеры сгорания (КС), турбонасосного агрегата (ТНА). силовых рам, клапанов, трубопроводов, а также технология узловой и общей сборки. Большое внимание уделено изготовлении» камеры сгорания. Дана разбивка КС на технологические узлы. Подробно изложены современные методы получения точных тонкостенных крупногабаритных деталей, технология их механической обработки и приспособления для крепления деталей, имеющих малую жесткость.
1967
Основы проектирования ракетно-прямоточных двигателей
1978
Основы теории автоматического управления ракетными двигательными установками.
В книге излагаются основы теории автоматического управления установками с ракетными двигателями, работающими на жидком, твердом и ядерном топливах. В ней приведена современная классификация систем автоматического управления такими двигательными установками, даны методы расчета статических и динамических характеристик отдельных узлов и всей двигательной установки в целом, уделено внимание также вопросам устойчивости систем автоматического управления. Книга предназначена в качестве учебника для студентов высших учебных заведений, специализирующихся по двигателям летательных аппаратов. Доп. информация: Книга может быть полезна также научным работникам, инженерам и техникам, занимающимся разработкой и эксплуатацией двигательных установок и их регулирующих устройств и агрегатов.
1986
Основы теории автоматического управления ракетными двигательными установками. (Изд. 2е)
Со времени первого издания учебника прошло более шести лет. За это время интенсивно развивались отечественное и зарубежное ракетное двигателестроение, ракетная техника и космонавтика, что и потребовало обновления разделов учебника и внесения нового материала, отражающего современное состояние теории управления ракетными двигательными установками и перспективы ее развития. В связи с развитием и совершенствованием ракетных двигательных установок возникла необходимость в более полном и детальном изучении научно-технических основ автоматического управления процессами в агрегатах двигательных установок (ДУ). Высокая надежность, специфичность требований к автоматическим устройствам делают необходимым их разработку непосредственно в организациях, занимающихся созданием двигательных установок. Поэтому инженеру в процессе работы приходится участвовать в проектировании, расчетах, исследованиях агрегатов регулирования и управления ДУ. В связи с этим инженер должен быть подготовлен к работе с автоматизированными устройствами и установками еще в период обучения в вузе. В учебные планы будущих специалистов включены дисциплины, обеспечивающие такую подготовку.
1975
Основы теории и расчета жидкостных и ракетных двигателей
В учебнике изложены основы теории рабочего процесса, расчёта и проектирования жидкостных ракетных двигателей (ЖРД). Большое внимание уделено протеканию рабочего процесса в камере сгорания, расчётам смесительных элементов, охлаждения и профилирования сопел камеры, расчетам и выбору оптимальных параметров, насосной и вытеснительной систем подачи топлива, а также двигательной установки в целом, расчету и составлению пневмогидравлических схем ЖРД, специфике расчета и выбору параметров ЖРД с дожиганием. Серьезное внимание уделено устойчивому протеканию рабочего процесса в двигателях. Предназначается для студентов вузов, специализирующихся по ракетным двигателям, представляет интерес для инженеров и научных работников, работающих в области ракетной техники.
1983
Основы теории и расчета жидкостных ракетных двигателей. (Изд. 3е)
Основы теории и расчета жидкостных ракетных двигателей Том 1
За годы второй половины XX столетия ракетно-космическая техника прошла огромный путь. Появились и утвердились новые отрасли этой техники и среди них - ракетное двигателестроение со сложной и многообразной наукой, в которой был накоплен большой теоретический и практический материал. Быстрый рост техники создает значительные трудности для авторов учебника, предназначенного в первую очередь для подготовки специалистов в области ракетного двигателестроения. С одной стороны, возникает естественное желание изложить в учебнике на более строгой теоретической основе больше материала, с другой - имеются определенные пределы, накладываемые программой курса и физическими возможностями студентов. Авторы изложили материал в форме, доступной для студента, впервые изучающего курс. Поэтому в учебнике излагаются основные вопросы теории и расчета ЖРД с такой полнотой, при которой читатели могут усвоить эти вопросы с достаточным пониманием. При подготовке четвертого издания учтены замечания и пожелания учебных заведений, различных организаций и специалистов, а также собственный опыт работы авторов. Это издание дополнено новыми материалами и некоторыми справочными данными, необходимыми для проведения практических расчетов. Четвертое издание учебника принято целесообразным выпустить в двух томах, имеющих сквозную нумерацию глав. Подобное деление обосновано тем, что первый том обеспечивает курс "Теории жидкостных ракетных двигателей", а второй - курс "Расчет и проектирование жидкостных ракетных двигателей".
Основы теории и расчета жидкостных ракетных двигателей Том 2