13 марта 2023 г. в 12:02 пекинского времени (04:02 UTC) со стартового комплекса №94 Центра космических запусков Цзюцюань был выполнен успешный пуск РН «Чанчжэн-2C» (CZ-2C №Y64) с аппаратом дистанционного зондирования Земли «Хэлусы-2». Спутник был успешно выведен на солнечно-синхронную орбиту с параметрами:
- наклонение – 97.47°;
- минимальная высота – 488.7 км;
- максимальная высота – 502.4 км;
- период обращения – 94.52 мин.
В американском космическом каталоге аппарат получил номера 55844 и международное обозначение 2023-032A.
Это был уже второй старт в интересах Египта, осуществленный в Китае за короткое время: спутник «Хэлусы-1» был выведен на орбиту всего 17 днями раньше, 24 февраля 2023 г. ( https://novosti-kosmonavtiki.ru/articles/85643.html ).
Как и в первый раз, агентство Синьхуа и другие официальные китайские источники сообщили только дату и время старта, тип ракеты-носителя и название спутника, включающее и указание на его назначение: 荷鲁斯2号遥感卫星 (в транскрипции – Helusi 2 hao yaogan weixing или Хэлусы 2 хао яогань вэйсин), что означало «спутник дистанционного зондирования «Гор-2»». В англоязычной версии имя КА было исключено, а в русскоязычной его к тому же зачем-то назвали китайским.
Китайские источники меньшей степени официальности добавили, что спутник разработан и изготовлен Космической спутниковой компанией «Дунфанхун».
Египетские СМИ на этот раз не стали тянуть резину и сразу объявили, что аппарат с именем египетского божества Гора действительно был запущен Китаем для Египта. Генеральный директор Египетского космического агентства Шериф Седки (Sherif Sedky) в интервью первому каналу национального телевидения сказал, что аппарат создан в порядке стратегического сотрудничества между двумя странами, оснащен камерами высокого разрешения и будет использоваться в интересах программы устойчивого развития Египта до 2030 года. Что же касается распределения работ между сторонами, Седки сказал лишь, что КА был разработан «путем полного участия команды египетских и китайских экспертов». Эту обтекаемую фразу, вероятно, следует понимать так, что вклад египетских инженеров не был определяющим, а скорее наоборот.
Шериф Седки заявил, что спутники такого типа предназначены для изучения окружающей среды с целью максимального использования природных ресурсов. Опять же полное отсутствие изображений запущенного КА и крайне скудная информация о его характеристиках, приведенная в описании первого «Гора», – «малый КА массой 330 кг с пространственным разрешением 2 м и с пятилетним сроком службы» – заставляют предполагать в первую очередь разведывательное назначение и, возможно, дезинформацию по части заявленных возможностей.
«Гор-2» запущен с того же космодрома и в то же самое время суток, а следовательно, выведен в ту же плоскость солнечно-синхронной орбиты, что и его предшественник, характеризуемую прохождением нисходящего узла около 10:20 местного времени. Можно добавить, что «Гор-1» выполнил 1 марта коррекцию орбиты, подняв ее на 1.2 км, и что на снижение к исходному уровню под действием торможения в верхней атмосфере ушло 12 суток.
Следует заметить, что выбранная для двух «египтян» орбита высотой 495 км чрезвычайно популярна и среди космических средств самого Китая. В частности, на ней работает так называемый «колхоз» из по крайней мере 12 государственных КА шести различных типов, которые аккуратно поддерживают среднюю высоту орбиты в пределах 494.8–495.6 км.
Вполне может оказаться, что будучи формально египетскими, в реальности два «Гора» должны работать по общему плану со своими китайскими собратьями. Если же они сохранят самостоятельность, логично ожидать разведения двух КА вдоль орбиты на 180° для удвоения частоты просмотра земной поверхности.
Эмблемы двух запусков образуют при сложении единую картину с изображением двух ракет, Барабанной башни города Цзюцюань и ленты Великого Шелкового пути в лучах восходящего Солнца. «Эта прекрасная сцена означает процветание Родины, процветание народа и его безопасность», – говорится в описании. Авторы не поясняют, почему левая сторона изображения ограничена наклонной линией, а правая – изгибом в виде цифры 3 или 8. Один из моих читателей предположил, что это стилизованные буквы A и B.
Это был 466-й старт ракеты семейства «Великий поход», в том числе 283-й для ракет пекинской разработки и 68-й орбитальный пуск CZ-2C.
Осуществление двух стартов CZ-2C с минимальным временным интервалом с одной пусковой установки с учетом принятой технологии вертикальной сборки носителя потребовало существенной доработки графика полигонных операций. В результате на тестирование блоков ракеты в МИКе ушло лишь 20 суток, а на сборку и проверку на стартовом комплексе – 11 суток.
Автор: Liss