Космическая исследовательская техническая компания «Чжункэ» – центр разработки ракет-носителей в системе Китайской АН, получившая известность после успешного запуска РН «Лицзянь-1» ( https://novosti-kosmonavtiki.ru/articles/84343.html ) – анонсировала планы создания и характеристики своих перспективных изделий. Ши Сяонин (史晓宁), технический директор «Чжункэ», представил линейку носителей фирмы 9 января 2023 г. на церемонии по случаю открытия промышленной базы фирмы в районе Наньша г. Гуанчжоу.

Производственная база "Чжункэ" в Гуанчжоу

Первенец фирмы, твердотопливная ракета «Лицзянь-1» (力箭一号, Lijian 1, LJ-1), совершила первый успешный полет 27 июля 2022 г. При стартовой массе 135 т (см. таблицу ниже) она может вывести до 2000 кг на орбиту наклонением 40° и высотой 200 км и до 1500 кг на солнечно-синхронную орбиту высотой 500 км.

Второй летный носитель уже изготовлен и должен стартовать в мае 2023 г. со спутниками компании «Тяньи» – «Фучэн-1» (涪城一号, Fucheng 1), TY-26 и другими – суммарной массой около 1000 кг. Всего на 2023 год запланировано уже три пуска, после чего носитель получит статус «зрелого», то есть достаточно надежного для регулярного использования.

Носитель "Лицзянь-1" №Y2 в цеху предприятия

База в Гуанчжоу способна производить 30 таких ракет в год. Инфраструктура, развернутая в Центре запусков спутников Цзюцюань, позволяет хранить там до 10 ракет, что обеспечивает быстрый запуск по запросу. Новая морская платформа, находящаяся в стадии разработки, сможет при необходимости обеспечить до 20 пусков в год.

«Чжункэ» обещает заказчикам гибкий подход с возможностью заказа всего носителя или нескольких носителей, попутного запуска, а также коллективного использования, когда полезный груз собирается из многих КА, сопоставимых по массе и ценности. Использование наземных и морских пусковых установок обеспечивает выведение на орбиты различных типов и высот, а также проведение научных экспериментов в околоземном пространстве. Стоимость запуска для многоразовых версий РН составит 30000 юаней (4500 $) за килограмм, а для одноразовых – вдвое больше.

Линейка носителей "Чжункэ"

Ракета «Лицзянь-1A», известная также как ZK-2, имеет четыре параллельных твердотопливных ракетных блока первой ступени и третью ступень большего диаметра по сравнению с LJ-1, но сохраняет 4-ю ступень и систему управления. Имея грузоподъемность до 8 т на орбиту высотой 400 км, она может использоваться не только для быстрого развертывания спутниковых группировок, но и для снабжения на коммерческой основе Китайской космической станции. Как сказал Ши Сяонин, «короткий список» потенциальных систем для доставки грузов на станцию уже составлен, и носитель фирмы «Чжункэ» в него вошел.

В октябре 2022 г. сообщалось о планах создания еще более тяжелого носителя на базе РДТТ диаметром 3.5 м со 140-тонным зарядом, однако в январе он не был представлен.

 

Основные характеристики ракет компании «Чжункэ»

Характеристика

LJ-1
(PR-1, ZK-1A)

LJ-1A
(PR-1A, ZK-2)

LJ-2 (PR-2)

LJ-3 (PR-3)

LJ-3H (PR-3H)

Длина, м

30

42

37

53

50

Диаметр, м

2.65

2.65

3.35

3.80

3.80

Стартовая масса, т

135

445

204

476

1269

Стартовая тяга, тс

200

800

240

560

1680

Диаметр обтекателя, м

2.65, 3.35

4.20

3.35

4.20

4.20

Масса полезного груза на стандартную ССО 500 км, т

1.5

5.6

2.2

7.8

13.8

6.1

10.5

 

Первая жидкостная ракета фирмы получила обозначение «Лицзянь-2». Этот легкий двухстенчатый носитель выполнен в «классическом» китайском диаметре 3.35 м и использует кислородно-керосиновые двигатели на обеих ступенях: на первой – три «Сюаньюань-2» (玄鸢二号) тягой по 80 тс, а на второй – «Сюаньюань-1» (玄鸢一号) тягой 15 тс. Ракета сможет выводить на ССО до 2200 кг, причем разработчики обещают повышение надежности и снижение стоимости запуска по сравнению с ракетами поколения «Лицзянь-1». Первый пуск LJ-2 планируется уже в 2023 г.

Впрочем, основное назначение «двойки» – послужить «летающим стендом» для всесторонней проверки ЖРД и системы управления с функциями автоматической идентификации и парирования отказов, а также отработки новых производственных процессов, таких как 3D-печать. На перспективу «Чжункэ» связывает свою судьбу с многоразовыми изделиями линии «Лицзянь-3», которые ну очень похожи на Falcon 9 и Falcon Heavy американской компании SpaceX.

Та же линейка в виде макетов на выставке в Чжухае в ноябре 2022 г.

Базовая ракета «Лицзянь-3» выполнена в диаметре 3.8 м (у Falcon 9 – 3.7 м) и имеет стартовую массу 476 т (у Falcon 9 – 549 т). Первая ступень оснащается семью двигателями «Сюаньюань-2» и развивает тягу 560 тс. Она может использоваться в одноразовом или спасаемом варианте, как и у американского аналога. Один двигатель «Сюньянь-2» в высотном исполнении ставится на вторую ступень. Забавно, что грузоподъемность двухступенчатой ракеты приводится только для ССО и составляет 7.8 т в первом случае и 6.1 т во втором; так как Илон Маск дает для своих ракет грузоподъемность на низкую орбиту и геопереходную, сопоставить их напрямую не получается. В отличие от Falcon 9, на ракете «Лицзянь-3» предусмотрена третья ступень с высокими характеристиками для запуска на высокие орбиты.

Как и у Маска, три параллельных блока диаметром 3.8 м служат первой ступенью ракеты «Лицзянь-3 чжун», то есть Lijian 3 Heavy. Все три могут приземлиться по окончании полета, в этом случает грузоподъемность на ССО составит 10.5 т; в одноразовом варианте ракета выведет 13.8 т. Ракета позиционируется как средство развертывания крупных группировок, запуска больших спутников и лунных аппаратов.

На другом конце спектра перспективных средств выведения «Чжункэ» – два суборбитальных носителя. Меньший по размеру имеет стартовую массу 10.5 т при длине 10 м и предназначен для подъема полезного груза массой от 100 до 800 км на высоту от 300 до 120 км соответственно для проведения экспериментов в условиях микрогравитации; продолжительность ее составит от 150 до 450 сек в зависимости от высоты полета. Первый пуск такого носителя в базовом варианте планируется уже в 2023 году.

Туристическая капсула "Чжункэ"

Вторая ракета является аналогом суборбитального носителя New Shepard компании Blue Origin Джеффа Безоса. Изделие имеет высоту 15 м при стартовой массе 70 т и стартует с применением пяти двигателей «Сюаньюань-1». Высота подъема составит 100-120 км при массе полезного груза 1500–2000 кг, невесомость продлится от 300 до 550 сек. В пилотируемом туристическом варианте носитель поднимает до семи человек в 10-минутный полет до высоты 100 км с трехминутной невесомостью.

«Чжункэ» намерена начать коммерческие туристические полеты в 2025 г., причем стоимость билета составит 2–3 млн юаней (0.30–0.45 млн $). Соответствующее соглашение с одной из ведущих туристических компаний КНР было подписано в рамках презентации.

Автор: Liss