9 января 2023 г. в 06:00:12 по пекинскому времени (8 января в 22:00:12 UTC) с пусковой установки №201 Площадки космических запусков Вэньчан был произведен пуск РН «Чанчжэн-7A» (CZ-7A №Y4) с тремя китайскими спутниками – основным КА «Шицзянь-23» и попутными аппаратами «Шиянь-22A» и «Шиянь-22B».

Пуск РН CZ-7A утром 9 января 2023 г.

В каталоге Космических сил США основной аппарат получил номер 55131 и международное обозначение 2023-002A. Он был найден американцами на геопереходной орбите с параметрами:

• минимальная высота – 209 км;
  • максимальная высота – 35793 км;
  • период обращения – 631.40 мин.

Второй объект был найден на орбите высотой 149×34127 км и, вероятно, является третьей ступенью носителя после увода. Два попутных КА пока не найдены.

Красный экран успешного старта

О доставке на полигон очередной ракеты стало известно 17 декабря, поскольку местные жители засняли транспортировку контейнеров с изделием из порта Цинлань на космодром. (Корабль «Юаньван-21», доставивший их из Тяньцзиня, вернулся в порт приписки 5 января.) В тот же день появилась информация со ссылкой на туристические агентства о том, что пуск планируется на 9 января 2023 г.

"Юаньван-21" вернулся домой

27 декабря появилось изображение памятного конверта к предстоящему пуску с явно прописанным названием КА. 4 января Филиппины, а 5 января Китай и США выпустили уведомления об опасных районах по трассе выведения на геопереходную орбиту. 6 января телеобъективом, с почтительного расстояния вне территории полигона, сняли вывоз ракеты на старт, а в ночь на 9 января был даже неофициальный телерепортаж. Впрочем, на острове Хайнань шел сильный дождь, и ракета почти сразу со старта ушла в облака.

Анимация с условным изображением КА

Спутник «Шицзянь-23» (实践二十三号卫星, Shijian 23), по официальному сообщению Синьхуа, будет использоваться главным образом «для проведения научных экспериментов, подтверждения технических решений и в других областях», то есть по существу является экспериментальным аппаратом с неизвестной специализацией.

Корпоративная газета «Чжунго хантянь бао» Китайской корпорации космической науки и техники CASC назвала разработчиком КА Шанхайскую исследовательскую академию космической техники SAST. Тем самым по существу отсекается версия телекоммуникационного спутника, поскольку SAST ими не занимается и представлена на геостационаре главным образом аппаратами двух основных типов: метеоспутниками «Фэнъюнь» первого и второго поколения и КА обнаружения ракетных пусков «Хоянь-1».

Аналогов или хотя бы «родственников» «Шицзяня-23» логично искать среди шанхайских геостационаров, не входящих в эти две категории, и таких примеров всего два:

• Пара спутников TJS-3, запущенная 24/25 декабря 2018 г. с Сичана носителем CZ-3C. Один из спутников пары до ноября 2021 г. находился на геостационаре в точке 59°в.д., второй успел отметиться в четырех разных позициях (см. https://novosti-kosmonavtiki.ru/articles/78714.html ), причем в двух из них дважды, а в настоящее время дрейфует в пятую;
  • Спутник «Шицзянь-21», выведенный на орбиту 24 октября 2021 г. с Сичана носителем CZ-3B с заявленной целью отработки технологии борьбы с космическим мусором. В период до 25 декабря 2021 г. аппарат отделил мишень, не получившую собственного наименования, осуществил повторную встречу с ней, выполнил маневр увода и отделил мишень на новой орбите. Сразу после этого, 27 декабря, он осуществил встречу с неисправным китайским КА «Бэйдоу-G2», а 20-22 января 2022 г. выполнил увод последнего на орбиту захоронения ( https://novosti-kosmonavtiki.ru/articles/82638.html ).

Эти примеры также не дают оснований для того, чтобы приписать новому КА какое-то более конкретное назначение.

Конверт к запуску "Шицзяня-23"

Неизвестно, имеет ли какое-то отношение к действительности контур типичного связного КА на печати выпустившей его организации, проставленной на памятном конверте. Он очень похож на известные изображения тяжелой спутниковой платформы DFH-4E, но она пекинская, а не шанхайская.

Для аппаратов «Шиянь-22» с буквенными «номерами» A и B (试验二十二号A/B星, Shiyan 22A/B) в качестве основного назначения заявлены «проверочные испытания на орбите новых технологий, таких как мониторинг космической среды». Больше о них нет никакой информации, неизвестен даже разработчик. Так как CASC обошла этот вопрос молчанием, надо думать, ее предприятия вне игры. Логично предположить, что два небольших попутных КА сделал ведущий академический центр разработок, Инновационная исследовательская академия микроспутников в Шанхае, но он пока не взял на себя ответственность за запущенное. Заявленное назначение может указывать и на мониторинг объектов в космической среде, так что вопрос о том, не являются ли два «Шияня-22» спутниками-инспекторами или хотя бы аппаратами СККП, отнюдь не праздный. Впрочем, это будет видно по их орбитальному поведению.

Носитель на старте

Напомним, что для РН CZ-7A заявлена максимальная грузоподъемность 7000 кг на стандартную геопереходную орбиту наклонением 19.5° и высотой 200×35800 км, но для реализованного фактически наклонения 16.4° она составляет лишь 6200 кг, причем в эту величину должны укладываться массы всех трех спутников. С другой стороны, в публикации «Чжунго хантянь бао» говорится, что «Шицзянь-23» является самым тяжелым КА, запущенным на ГПО китайским носителем среднего класса. Следовательно, его масса должна быть выше 5500 кг, а на долю двух «попутчиков» остается всего ничего…

Говоря о носителе, стоит добавить, что по условиям данного запуска CZ-7A впервые стартовала с обтекателем диаметром 4.20 м (ранее использовались обтекатели диаметром 4.00 м и меньшим), а интерфейс полезной нагрузки был большего диаметра, чем обычно.

Переходник, третья ступень диаметром 3.00 м и обтекатель

В будущем планируется усовершенствовать CZ-7A путем замены временно используемой на ней третьей ступени ракеты CZ-3B с двигателями YF-75. Новая третья ступень будет иметь диаметр 3.35 м вместо 3.00 м у существующей, а вместо двигателей YF-75 будут установлены модернизированные ЖРД YF-75D. Тогда же в комплектацию CZ-7A будет включен обтекатель диаметром 5.20 м, пригодный для запуска наиболее габаритных КА. К 2025 году предполагается увеличить и объемы производства – с 4-6 ракет в год, которые завод академии CALT может выпускать сейчас, до 8-10 единиц.

Это был 508-й китайский космический пуск и 459-й для носителей семейства «Чанчжэн» («Великий поход»), в том числе 279-й для ракет пекинской разработки и пятый для CZ-7A. Интересно отметить, что это была ракета с номером Y4, пропустившая вперед носитель Y5 – последний стартовал 13 сентября 2022 г. со спутником «Чжунсин-1E».