16.12.2022

Нечто с Сичана

16 декабря 2022 г. в 14:17 пекинского времени (06:17 UTC) с площадки Центра космических запусков Сичан был произведен пуск носителя «Чанчжэн-11» (CZ-11 №Y12) с экспериментальным космическим аппаратом «Шиянь-21» (试验二十一号, Shiyan 21), который был успешно выведен на орбиту с параметрами:

* наклонение – 36.00°;

* минимальная высота – 473.5 км;

* максимальная высота – 492.8 км;

* период обращения – 94.27 мин.

В американском космическом каталоге спутник получил номер 54752 и международное обозначение 2022-172A. Последняя ступень носителя не была зарегистрирована.

Пуск РН CZ-11 16 декабря 2022 г.

Аппарат спроектирован и изготовлен Шанхайской исследовательской академией космической техники SAST и, согласно официальному сообщению, предназначен для подтверждения в условиях орбитального полета новых космических технологий. Основная полезная нагрузка 206 разработана Шанхайским институтом оптики и точной механики и, вероятно, предназначена для лазерной связи.

Разработчики полезной нагрузки

SAST в своем сообщении о запуске отметила, что полезная нагрузка отличается новым техническим устройством, в связи с чем были оптимизированы уровень интеграции с платформой и автономии. Кроме того, по сравнению с другими КА на похожих платформах была достигнута высокая степень точности наведения.

Команда разработчиков SY-21 в Сичане

Фотографии спутника и какие-либо иные данные о нем не опубликованы. Можно оценить тот факт, что средний возраст команды разработчиков составляет 27 лет, но к пониманию назначения космического проекта это ничего не добавляет. Наклонение орбиты 36° использовано в Китае впервые, и основания для его выбора неясны.

Памятный конверт к предстоящему пуску

Пуск первоначально планировался на 25 ноября, свидетельством чему стали публикации уведомление о запрете воздушного движения сначала в Тихом океане к северу от Вануату, а затем в Тайваньском проливе. Более того, 20 ноября в Сети появились изображение памятного конверта под пуск с Сичана ракеты CZ-11 №Y12 с непонятным обозначением SJ2013, а также фотографии доставки и разгрузки носителя. Оба снимка, впрочем, оказались старыми – один иллюстрировал доставку первой такой ракеты в мае 2020 г., а второй – разгрузку второй в декабре 2020 г.

Разгрузка контейнера с носителем в декабре 2020 г.

23 ноября все выпущенные предупреждения были отозваны, а с 24 ноября выдавались новые – на 11 декабря. Но и этот комплект 6 декабря был снят, а через трое суток появилась третья серия уведомлений – на этот раз на 16 декабря. Они-то и оказались действительными.

Работа с носителем в декабре 2020 г.

Это был лишь третий пуск CZ-11 с Сичана и первый дневной, так что подлинность стартовых снимков несомненна. Как следствие, опубликованные сегодня же снимки работы с носителем, у которого диаметр обтекателя соответствует диаметру верхней ступени, подлинными не являются и были сделаны намного раньше, во время подготовки второго старта в декабре 2020 г. Этот же носитель, очевидно, попал и на памятный конверт, хотя в действительности стартовал не днем, а ночью.

Пуск успешный!