Испытательный полигон Носиро (能代ロケット実験場, Noshiro Rocket Testing Center/NTC) находится в г. Носиро, в свой черед расположенном на северо-западе префектуры Акита (регион Тохоку). Город имеет выход к Японскому морю.
Объект был основан в октябре 1962 г. с целью проведения огневых стендовых испытаний различных твердотопливных двигателей ракет, на которых из Космического центра Утиноура в космос доставляются спутники. Испытания на данном полигоне предшествуют летным испытаниям. То есть сначала «наземка», и только потом – «небо».
С начала 1960-х гг. на Носиро начали проводиться конструкторские испытания двигателей высотных ракет, ракет семейства «Лямбда» (Λ), «Мю» (Mu), а в последнее время тестируются двигатели легких ракет Epsilon, что позволило японцам продвинуться в разработках разных носителей для выведения аппаратов в космос.
В июле 1977 г. на полигоне начались испытания двигателей для ракет на жидком кислороде/ жидком водороде, разработка которых началась за два года перед этим.
В 1983 г. Носиро ощутил на себе силу ужасного цунами, вызванного землетрясением, произошедшим на дне Японского моря примерно в 100 км от города, «пригревшего» на своей территории испытательный объект. Стихия обрушилась не только на Акиту, но и на близлежащие префектуры и о. Хоккайдо. Но, оправившись от последствий природного катаклизма и восстановив поврежденную инфраструктуру, японцы продолжили эксплуатацию такого важного для космонавтики сооружения.
NTC с момента основания находился под юрисдикцией НИИ промышленных технологий Токийского университета (東京大学生産技術研究所). В 1964 г. полигон перешел под управление только что образованного в стенах Токийского университета Аэрокосмического НИИ (宇宙航空研究所). Потом им ведал созданный в 1981 г. Институт космических и астронавтических наук ISAS, а затем NTC перешел под контроль JAXA, образованное в 2003 г. Причем название полигона на первых порах «приписки» к JAXA слегка видоизменилось – его нарекли «Многоцелевым испытательным полигоном Носиро» (能代多目的実験場).
Но 1 апреля 2011 г. ISAS возвратил Носиро под свое крылышко, и восстановил историческую справедливость, вернув ему исконное, лаконичное и, как представляется, более благовидное название NTC.
2022-10-19_13-15-35.pngМузей NTC
На полигоне имеется все насущное для проведения полноценных испытаний двигателей:

— построенный в 1972 г. Испытательный корпус с прочным стендом для огневых испытаний жидкостных двигателей (液体燃料エンジン竪型燃焼試験棟);

— сооруженный в 1982 г. Испытательный корпус вакуумного горения для твердотопливных двигателей (固体燃料モーター真空燃焼試験棟);

— возведенный в 1993 г. Большой испытательный корпус атмосферного горения (大気燃焼試験棟);

— стенд для огневых испытаний прямоточных воздушно-реактивных двигателей (air turbo ramjet engine/ATR engine), разработка которых в Японии началась впереди планеты всей – в 1988 г. (испытания начались в 1992 г.);

— Корпус для тестирования криогенного топлива (極低温推進剤試験棟);

— установка подачи охлаждающей воды (冷却水供給設備);

— хранилище для производства высокочистого азотного газа под высоким давлением (高圧高純度窒素ガス製造気蓄設備);

— пороховой склад (火薬庫).

2022-10-19_13-29-40.pngКорпус вакуумного горения (справа), аэродром для многоразовых ракет (спереди) и территория, где тестируется водород (вдалеке)

Оборудование корпуса атмосферного горения позволяет довести тягу твердотопливных двигателей до 500 т, а корпуса вакуумного горения – до 150 т, и в таких условиях максимально эффективно проводятся соответствующие испытания двигателей. В упомянутом последним корпусе есть крупный вакуумный резервуар внутренним объемом 475 м3 и две кран-балки, способные поднять до 15 т.

2022-10-19_13-36-09.pngВид на один из корпусов

Кроме того, в 1992 г. в Носиро были проведены успешные огневые испытания прямоточных воздушно-реактивных двигателей (air turbo ramjet engine), разработка которых в Японии началась в 1988 г.

А спустя десятилетие, т.е. в 1998 г., японцы принялись за летную проверку технологии многоразовых носителей (Reusable Vehicle Testing/RVT). И здесь NTC также пригодился для проведения взлетно-посадочных испытаний RVT.

2022-10-19_13-38-15.pngНа испытаниях многоразовых носителей

Что касается прямоточных воздушно-реактивных двигателей, то они, по мнению японцев, как раз-таки будут устанавливаться на полностью многоразовые космические транспортные системы будущего. Так что, надо полагать, в Носиро работают на перспективу.

NTC до сих пор работает в полную силу. ISAS, кстати, сообщило, что в последнее время полигон Носиро помогает коммерческим компаниям. Например, здесь испытываются двигатели малого носителя Kairos, который разрабатывает компания Space One, основанная Canon Electronics и IHI Aerospace. Первый старт частного носителя намечается на конец года. Пуск будет произведен, как сказано на страничке, специально созданной под предстоящее событие (https://wakayama-rocket.com/), «с первой в Японии частной пусковой площадки». Судя по цитате, в преф. Вакаяма (регион Кинки) уже что-то построено…

Interstellar Technologies (IST), которая пускает ракету «Сотня» с Хоккайдо, пользуется пусковой площадкой «Авиапарка Тайки», которую обозначают LC-0 (Launch Complex-0). А новые площадки проекта «Космопорт Хоккайдо» (https://novosti-kosmonavtiki.ru/articles/80821.html), в реализации которого как-раз и принимает участие IST, еще, видимо, не готовы.

Поэтому, если поверить Space One, возможно, у них есть первый частный японский ракетный старт…

2022-10-19_13-42-27.pngМалая ракета Kairos

Евгений Рыжков

Источники

https://www.isas.jaxa.jp/outreach/isas_news/files/ISASnews498.pdf

https://www.isas.jaxa.jp/feature/takumi/takumi_07.html

https://ja.wikipedia.org/wiki/%E8%83%BD%E4%BB%A3%E3%83%AD%E3%82%B1%E3%83%83%E3%83%88%E5%AE%9F%E9%A8%93%E5%A0%B4

https://www.jaxa.jp/about/centers/ntc/index_j.html

https://www.city.noshiro.lg.jp/res/kanko/views/shisetsu/1081

https://www.isas.jaxa.jp/about/history/

https://www.isas.jaxa.jp/about/facilities/noshiro.html

https://wakayama-rocket.com/