26 августа 2021 г. Китай выполнил успешный повторный суборбитальный пуск многоразовой ракетной ступени, сообщило в тот же день агентство Синьхуа со ссылкой на ее разработчика, Китайскую исследовательскую академию ракет-носителей CALT.
В сообщении, опубликованном в 11:23 пекинского времени, говорилось, что изделие с подъемной силой, ранее уже использованное в ходе летных испытаний, после обследования и обслуживания было вновь запущено в Центре космических запусков Цзюцюань. После вертикального старта носитель в соответствии с программой выполнил суборбитальный полет и успешно выполнил мягкую горизонтальную посадку на аэродроме Алашань-Юйци.
Тем самым впервые в практике Китая было достигнуто повторное использование суборбитальной ракетной ступени. Полный успех этого пуска будет способствовать скачку вперед в создании технологий космического транспорта – от изделий однократного использования к многократным.
К сожалению, агентство ТАСС отреагировало на проведенный пуск неадекватно, исключив из своей версии сообщения принципиально важную информацию о том, что это был повторный пуск уже летавшей ступени. Как следствие, утверждение ТАСС о том, что «КНР в пятницу впервые испытала возвращаемый суборбитальный носитель», оказалось просто ложным.
Некоторые наблюдатели ошибочно связали это сообщение с экспериментальным орбитальным аппаратом, который был запущен с Цзюцюаня в ночь на 5 августа ( https://novosti-kosmonavtiki.ru/articles/84316.html ) и, по некоторым данным, может вернуться на Землю ранним утром 27 августа.
В действительности терминология, использованная в отношении состоявшегося пуска, четко связывает его с аналогичным испытанием, которое было проведено 16 июля 2021 г. ( https://novosti-kosmonavtiki.ru/articles/80693.html ). Существенных отличий по сути всего два: тогда говорилось о первом испытательном полете, а теперь о повторном, и в первый раз изделию не давалось однозначное определение 升力式 (шэнли ши, англ. lift-type, рус. с подъемной силой).
К сожалению, никаких официальных изображений запущенного изделия не появилось и после второго старта, так что мы не можем сказать, насколько велико его аэродинамическое качество. Пока нет оснований для решения о том, является ли возвращаемая ступень крылатой, или представляет собой так называемый несущий корпус. Более вероятно первое: есть основания считать, что китайская система создавалась в ответ на американскую XS-1 с вертикально стартующей крылатой первой ступенью. По неофициальной информации, китайское изделие имеет обозначение AT-1B, но неясно, относится ли оно к проекту в целом или, скажем, конкретно ко второму пуску.
Так как место старта и место посадки в обоих испытаниях были одни и те же, можно предполагать и сходную схему полета. Аэродром Алашань-Юйци находится примерно в 215 км к юго-востоку от предполагаемого места запуска – площадки в районе с координатами 40.8365°с.ш., 100.1747°в.д., причем его полоса ориентирована как раз в направлении Цзюцюаня. Не факт, конечно, что ступень проследовала «из точки A в точку B» по прямой, но сообщение четко описывает полет как суборбитальный. В первый раз такой однозначности не было, откуда и пошла спекулятивная версия о том, что в июле 2021 г. изделие приземлилось после одного витка вокруг Земли.
Краткая история китайских государственных проектов многоразовых систем выведения была приведена в материале о первом полете. Целый ряд негосударственных компаний, возникших в последние годы, также заявляют о намерениях создать такие системы, но пока не продвинулись дальше первых полетов атмосферных демонстраторов.
Автор: Liss