20 мая 2022 г. в 18:30 по пекинскому времени (10:30 UTC) со стартового комплекса №94 Центра запусков спутников Цзюцюань был произведен пуск РН «Чанчжэн-2C» (CZ-2C №Y53) с разгонным блоком «Юаньчжэн-1S» (YZ-1S №Y5) с тремя экспериментальными низкоорбитальными спутниками связи.

Пуск РН CZ-2C 20 мая 2022 г.

Аппараты были выведены на околополярную орбиту наклонением 86° и высотой 880 км.

Символ успешного старта

Официально объявлено, что три спутника предназначены для тестирования и подтверждения технологий связи на низкой орбите.

Один экспериментальный аппарат изготовлен на предприятии Китайской исследовательской академии космической техники CAST, а конкретно – в Шэньчжэньской космической высокотехнологичной спутниковой компании «Дунфанхун» (кит. 深圳航天东方红海特卫星有限公司, произносится шэньчжэнь хантянь дунфанхун хайтэ вэйсин юсянь гунсы, англ. Shenzhen Aerospace Dongfanghong Haitech Satellite Co. Ltd.). Однако он является попутным к двум основным спутникам стороннего по отношению к Китайской корпорации космической науки и техники производителя.

И вот тут-то мы и видим главную сенсацию: два больших экспериментальных связных спутника изготовила Спутниковая техническая компания «Чангуан» (кит. 长光卫星技术有限公司, чангуан вэйсин цзишу юсянь гунсы, англ. Changguang Satellite Technology Co. Ltd.) в Чанчуне – фирма, прославившая себя созданием серии спутников оптико-электронного наблюдения «Цзилинь-1», но до сих пор не задействованная в связной тематике.

Имеется неофициальная информация о том, что эти два КА именуются 鳖星链试验星 (бе синлянь шиянь син, в латинской транскрипции bie xinglian shiyan xing). Три последних слога переводятся без затруднений – шиянь син означает экспериментальный спутник. Словом синлянь в Китае принято передавать название связной системы Starlink американской компании SpaceX. Самый же первый иероглиф 鳖 переводится черепаха. Что имели в виду авторы этого названия, ставя определение «черепаший» перед названием Starlink, пока непонятно.

Условные изображения трех запущенных КА с "большого красного экрана"

Никакой технической информации о запущенных КА пока нет, как и их фотографий. Имеется лишь грубый набросок группы из трех спутников, который был включен в рисунок «большого красного экрана» – символа успешного старта.

Сборка космической головной части

CZ-2C с РБ YZ-1S на старте в Цзюцюане

Это был 460-й китайский космический запуск, в том числе 421-й для ракет семейства «Великий поход», 263-й для тех из них, что спроектированы и произведены в Пекине, 62-й орбитальный пуск РН CZ-2C и четвертый для РБ YZ-1S. В двух пусках, 9 октября 2018 г. и 3 ноября 2021 г., такое средство выведения использовалось для доставки на орбиту двух пар спутников «Яогань-32». Еще один старт, 24 августа 2021 г., был похож на сегодняшний, потому что тогда тоже ракета несла три экспериментальных связных КА, однако они были выведены на околополярную орбиту высотой около 1100 км. Тогда, кстати, тоже использовался надкалиберный головной обтекатель диаметром 4.20 м.

Установка космической головной части на ракету-носитель

Для пусковой установки №94 на 43-й площадке космодрома Цзюцюань состоявшийся старт стал 88-м. Опубликованные снимки, однако, показывают только 85 звездочек на башне обслуживания – эту «доску почета» не всегда обновляют сразу после очередного пуска.