19 мая ТАСС со ссылкой на газету China Daily сообщил (https://tass.ru/kosmos/14666341 ) о разработке китайского грузового корабля «Тяньчжоу-6», более вместительного, чем эксплуатируемые ныне. К сожалению, в коротком сообщении было допущено три принципиальные ошибки, которые следует разобрать.
Статья в China Daily за 19 мая (http://global.chinadaily.com.cn/a/202205/19/WS6285a5f7a310fd2b29e5db44.html ) вторична – она излагает сведения из интервью главного конструктора кораблей «Шэньчжоу», которое было дано 15 мая китайскому телевидению и воспроизведено на сайте Китайской исследовательской академии космической техники CAST на следующий день ( https://www.cast.cn/news/7394 ).
56-летний Бай Миншэн (白明生), выпускник факультета проектирования летательных аппаратов и прикладной механики Пекинского университета аэронавтики и астронавтики, пришел в проектный отдел по пилотируемой программе в 1992 г. и был назначен главным конструктором грузового корабля в 2011 г. Первый «Тяньчжоу», по сути экспериментальный, был успешно запущен 20 апреля 2017 г., состыковался через 40 часов с орбитальной лабораторией «Тяньгун-2» и полностью выполнил программу своего пятимесячного полета.
Для двух первых этапов строительства китайской модульной космической станции «Тяньгун» были заложены корабль «Тяньчжоу-2» и малая серия из еще трех «Тяньчжоу» с номерами от 3 до 5. Три из этих четырех кораблей с расчетной грузоподъемностью 6800 кг уже успешно запущены, а четвертый стартует осенью 2022 г.
В конце года Китай закончит сборку станции и перейдет к ее плановой эксплуатации, рассчитанной по крайней мере на 10 лет. Первоначально планировалось запускать на этом этапе по два пилотируемых корабля «Шэньчжоу» и два грузовых корабля «Тяньчжоу» в год, однако позднее было решено сделать более грузоподъемную версию «Тяньчжоу», чтобы уменьшить их выпуск и сократить затраты.
Поэтому, сказал Бай Миншэн, шесть следующих кораблей «Тяньчжоу» с номерами от 6 до 11 будут выпущены по новому проекту, с усовершенствованным набором систем, улучшенной компоновкой герметичного грузового отсека и увеличенной массой доставляемых в нем грузов. Для снабжения станции требуется два корабля текущей серии в год, а новых «Тяньчжоу» потребуется три на два года полета орбитального комплекса, что даст существенную экономию.
В настоящее время, заявил Бай Миншэн, проектные работы по новой серии завершены и начато производство «Шэньчжоу-6», который, очевидно, должен стартовать в конце весны 2023 г.
Главный конструктор также сообщил, что нет никаких технических сложностей в создании возвращаемого грузового корабля, однако этот вопрос завязан на требования к транспортной системе. Возвращаемый корабль с неизбежностью будет иметь меньшую массу доставляемых грузов. В настоящее время сведение грузового корабля с орбиты представляется наиболее экономичным решением, но если в будущем требования изменятся, могут появиться разные типы «Тяньчжоу».
Первую ошибку в изложении рассказа Бай Миншэна допустил корреспондент China Daily, который превратил теоретическую возможность создания возвращаемого корабля в безусловные планы (in the future, engineers will develop a recoverable cargo craft to transport materials back to Earth). Вторая на совести корреспондента ТАСС, который приписал новому «Тяньчжоу» срок службы в два года, хотя об этом ни в оригинале, ни в англоязычном пересказе ничего не говорится. Ну и уж совсем удивительно было увидеть как английская фраза engineers have begun to assemble the robotic craft превратилась в инженеры приступили к сборке роботизированного манипулятора грузовика. Нет на «Тяньчжоу» никакого манипулятора и не нужно – с переносом внешних грузов, если потребуется, справятся два манипулятора самой станции!
Автор: Liss