«Частник» IST и JAXA
2 марта Японское агентство аэрокосмических исследований JAXA сообщило о проведении совместной деятельности с частной компанией Interstellar Technologies (IST) в рамках инициативы «Космические инновации JAXA через сотрудничество и сотворчество» JAXA Space Innovation through Partnership and Co-creation (J-SPARC). Программа J-SPARC, к слову сказать, стартовала относительно недавно – в мае 2018 г. Все началось еще в феврале 2019 г., когда на первом этапе деятельности, суть которой состоит в разработке технологий двигательных систем для малых ракет, JAXA и IST, которая базируется в п. Тайки (о. Хоккайдо), занимались НИОКР по ключевым компонентам двигателей малых ракет: форсункам, камерам сгорания и турбонасосам. Причем, и Японское агентство, и IST взяли за основу собственные наработки. К примеру, частная компания внесла вклад в общее дело, задействовав свои идеи по двигателям для разрабатываемого двухступенчатого носителя ZERO.
Совместная деятельность в КЦ Какуда (первый этап)
Сами работы ведутся на испытательной базе JAXA в Космическом центре Какуда (角田宇宙センター; Kakuda Space Center), расположенном в одноименном городе префектуры Мияги (регион Тохоку). Данный регион, кстати, на севере граничит с Хоккайдо по проливу Цугару (по-русски называется Сангарский пролив), поэтому отправляющимся в длительные командировки специалистам IST до КЦ Какуда почти «рукой подать».
Проведем разграничительную временную линию – первый этап закончился в декабре 2021 г. Второй же – согласно пресс-релизу – начался тоже в декабре 2021 г., и закончится в 2023 г. На втором этапе разработчики приступили к НИОКР по интеграции отдельных компонентов двигательной системы. Здесь уже японцы переходят от «размышлений к делу» – в настоящее время JAXA и IST отдельно друг от друга занимаются проектированием и производством компонентов двигателя. Затем JAXA предстоит собрать их все воедино в Какуде и провести испытания целостной системы.
Вообще, совместные разработки – идея здравая. Японское агентство и частная компания поняли, что в одиночку все это делать в разы и себе дороже, потому и решили скооперироваться. Так и затраты ниже, и эффективность выше, чем если бы каждый действовал поодиночке.
А полученный после приложения обеими сторонами усилий опыт, сиречь новые практические и теоретические знания, будет учтен JAXA при создании новых, перспективных космических транспортных систем.
IST тоже будет не обижена – компания сможет свободно распоряжаться накопленным общим «багажом знаний», и сделает это с умом – направит его на разработку двигателя для своего носителя ZERO.
США + Япония
Американская компания Sierra Space и японская MHI (三菱重工業; Mitsubishi Heavy Industries) подписали соглашение о сотрудничестве в области технологий, необходимых для находящейся на стадии разработки коммерческой орбитальной станции Orbital Reef.
17 марта компании объявили о подписании Меморандума о взаимопонимании в сфере сотрудничества по широкому спектру технологий, которые могут быть использованы на Orbital Reef.
Orbital Reef – один из проектов пилотируемой станции, которая на низкой околоземной орбите может прийти на смену МКС. О ней Sierra Space, являющаяся одним из основных партнеров проекта, впервые заговорила в октябре 2021 г. Blue Origin возглавляет проектный консорциум, Boeing будет поддерживать работу станции, а также предоставит научный модуль и свой пилотируемый корабль CST-100 Starliner, а Redwire Space займется исследованиями и производством в условиях микрогравитации, операциями с полезными нагрузками и развертываемыми конструкциями.
MHI планирует задействовать весь свой богатый и уникальный опыт работ в космической сфере, а именно: японская компания разработала модуль «Кибо», сборка коего на станции была завершена в июле 2009 г., построила грузовой корабль HTV («Конотори»), ракеты H-IIА, H-IIВ (в мае 2020 г. эксплуатация прекращена) и двигатели для них – LE-7A (установлены на первых ступенях обеих ракет) и LE-5B (на вторых ступенях). В последние годы MHI занимается разработкой нового носителя Н3 и модернизированных по него версий двигателей LE-7A и LE-5B.
Слева – Dream Chaser, справа – он же, пристыкованный к Orbital Reef
Ранее, в 2020 г. власти префектуры заключили соглашение с Virgin Orbit о размещении в аэропорту Оита мобильного наземного вспомогательного оборудования для системы воздушного старта LauncherOne – ракеты, запускаемой с самолета Boeing 747, который будет взлетать и приземляться из этого аэропорта. Первый полёт LauncherOne с японской земли может состояться в 2023 г.
Из Норвегии с любовью!
4 ноября 2021 г. в 11:09:25 по местному времени с площадки ракетного полигона Andoya в Ню-Олесунн/ Ny-Ålesund (о. Западный Шпицберген архипелага Шпицберген, Норвегия) специалисты JAXA выполнили успешный орбитальный пуск сверхлегкой ракеты-носителя SS-520 № 3. В тот погожий денек небо было чистое, со скоростью 3 м/сек с юго-запада дул ветер, а на улице столбик термометра показывал -8°C.
За помощь в проведении старта японская сторона выразила благодарность Норвежскому космическому агентству (Norwegian Space Agency, NOSA).
SS-520 была пущена под углом 80.7°, максимальной высоты в 756 км достигла на 490-й секунде полета и приводнилась в местные воды на 950 сек.
Подготовка к пуску
Ракету пустили в направлении области каспа, располагающейся на высоких широтах ионосферы Земли, и главными целями полетных исследований ставились наблюдения при помощи бортовой аппаратуры, «заточенной» на электроны, ионы и электромагнитное поле, а также понимание происходящих в каспе процессов оттока плазмы. Параллельно работали антенны для приема телеметрии и камеры для съемки северного сияния с норвежских станций в Ню-Олесунн, Лонгйир (Longyearbyen) и Аннёйа (Andoya).
Планирование и само исследование каспа проводилось в рамках международного проекта Grand Challenge Initiative-Cusp (GCI Cusp). И это был всего лишь один из девяти экспериментов, намеченных к реализации по данному проекту в 12 пусках. GCI Cusp сообща реализуют США, Канада, Великобритания, Норвегия и Япония.
Участники проекта GCI Cusp и эксперименты
Andoya (Andøya Space или Andøya Space Center) находится на о. Аннёйа – самом северном из архипелага Вестеролен (Vesterålen), входящего в состав фюльке Нурланн (Nordland). Полигон активен с 18 августа 1962 г. В тот день Королевство Норвегия присоединилась к государствам, «дотронувшимся» до звезд – в первом же старте зондирующей ракеты Ferdinand 1 с полигона, тогда называвшегося Andøya Rocket Range, норвежцы преодолели отметку в 101.5 км. Тут можно дополнить, что 18 августа сего года с момента осуществления данного, несомненно знаменательного для Скандинавии пуска, минует ровно 60 лет.
Пуск SS-520 № 3
Данный старт, на самом деле, является пятым для ракет семейства SS-520: хронологическая реконструкция пусковых событий выглядит следующим образом:
— ракета под номером 1 (первая, она же дебютная) стартовала 5 февраля 1998 г. с Космического центра Утиноура (префектура Кагосима);
— № 2 – 4 декабря 2000 г. (Ню-Олесунн);
— № 4 – 15 января 2017 г. (Утиноура, неудача);
— № 5 – 3 февраля 2018 г. (Утиноура);
— № 3 – 4 ноября 2021 г. (Ню-Олесунн).
Про следующие пуски SS-520 JAXA пока молчит…
H-IIA-45, Inmarsat-6 F1
Из «неописанного». В конце прошлого года стартовала японская ракета, и пусть на борту и была зарубежная полезная нагрузка, все-таки для статистики совсем кратко, но расскажем про данное событие.
Пуск 45-й H-IIA
23 декабря 2021 г. в 00:32:00 JST (22 декабря в 15:32:00 UTC) с Космического центра Танэгасима (Кагосима) стартовые расчеты компании MHI осуществили успешный пуск двухступенчатой ракеты-носителя H-IIA (номер F45) с Inmarsat-6 F1 – первым двухдиапазонным телекоммуникационным спутником для британского оператора Inmarsat.
Пуск стал 45-м для H-IIA и благодаря ему надежность ракет H-IIA повысилась до 97.8%, а если брать оба носителя H-IIA/H-IIВ, то до 98.1%.
Следующий старт H-IIA официально пока не анонсировался, но по текущим планам в 2022 ф.г. (то бишь до 31 марта 2023 г.) ракета должна отработать два раза, и в первом случае вывести в космос седьмой радиолокационный «спутник сбора информации» IGS R-7 (情報収集衛星レーダ7号機), а во втором – демонстратор точной лунной посадки SLIM (Smart Lander for Investigating Moon) и попутно астрономический спутник рентгеновского диапазона XRISM (X-Ray Imaging and Spectroscopy Mission). Любопытно, что последний радиолокатор (IGS R-6) был запущен довольно-таки давно – 12 июня 2018 г.
Но не факт, что оба старта японцы успеют выполнить до начала 2023 ф.г., и совсем не обязательно также, что сначала полетит «разведчик», а уж потом чисто научные аппараты.
Будем держать ухо востро и постараемся отслеживать и продолжать публиковать хотя бы самые стоящие новости японской космонавтики в мире все увеличивающихся объемов информационных потоков.
Евгений Рыжков
Источники
https://www.jaxa.jp/press/2022/03/20220302-1_j.html
https://aerospacebiz.jaxa.jp/solution/j-sparc/
https://www.mhi.com/jp/news/22031801.html
https://www.kanematsu.co.jp/press/20220226_002819.html
https://www.mhi.com/jp/news/21122302.html
https://www.mhi.com/jp/news/21122301.html
https://www.sed.co.jp/tokusyu/rocket_jplan.html
https://www.jaxa.jp/press/2021/11/20211105-1_j.html
https://www.jaxa.jp/press/2021/10/20211006-1_j.html
https://en.wikipedia.org/wiki/And%C3%B8ya_Space
https://www.andoyaspace.no/who-we-are/history
https://www.researchgate.net/publication/329489209_The_history_of_Andoya_Rocket_Range
https://www.andoyaspace.no/articles/sounding-rocket-ss-520-3-launched-from-svalbard