24 октября 2021 г. в 09:27:03.780 пекинского времени (01:27:04 UTC) с пусковой установки №2 Центра космических запусков Сичан был произведен пуск РН «Чанчжэн-3B» (CZ-3B/G2 №Y83) с космическим аппаратом «Шицзянь-21» (实践二十一号, Shijian 21, SJ-21). Спутник был успешно выведен на стандартную геопереходную орбиту с параметрами:

* наклонение – 28.49°;

* минимальная высота – 224 км;

* максимальная высота – 35811 км;

* период обращения – 632.0 мин.

В каталоге Космического командования США SJ-21 получил номер 49330 и международное обозначение 2021-094A.

Старт 24 октября 2021 г.

Единственным предупреждением о готовящемся старте была публикация 19 октября уведомлений о закрытии районов падения отделяющихся ступеней РН. В обеспечении запуска и выведения участвовал корабль морского командно-измерительного комплекса «Юаньван-5».

Ночь над Сичаном

Объявлено, что спутник создан в 509-м институте Шанхайской исследовательской академии космической техники SAST и предназначен «для тестирования и проверки технологий по уменьшению космического мусора». На этом официальная информация о спутнике и заканчивается.

Переводя оригинальный китайский термин 减缓 (цзяньхуань), английская редакция Синьхуа выбрала слово mitigation, а русская – уменьшение. Большой китайско-русский словарь дает основное значение «снизить темп, замедлять, задерживать», но в примерах переводов сплошь и рядом используется вариант «борьба». В общем, официальная версия – отработка технологии борьбы с космическим мусором на геостационаре, потому что с очень высокой вероятностью аппарат перейдет туда с начальной геопереходной орбиты своими силами.

Что подразумевается под «борьбой», неизвестно, и вариантов можно предложить много: обслуживание старых спутников (в стиле MEV или просто в режиме дозаправки), удаление неисправных КА и других объектов на орбиту захоронения, инспекция, препятствование работе или уничтожение КА противника.

Представители Китайской исследовательской академии ракетной техники CALT перед своим изделием

Если исходить из возможностей носителя, то модернизированная CZ-3B способна доставить на ГПО полезный груз массой 5500 кг. Она уже использовалась для запуска семи аппаратов производства SAST. В это число вошли два геостационарных метеоспутника «Фэнъюнь-4», три или четыре аппарата обнаружения ракетных пусков, скрывающихся под обозначением TJS, а также экспериментальный спутник «Шиянь-10», который удалось восстановить после аварийного выведения и который потихоньку маневрирует с начальной высокоэллиптической орбиты.

Инь Сянъюань, "01-й", показывает на пальцах иероглиф "десять"

Как утверждается, к этому старту был приурочен выпуск почтового конверта, на котором приведено другое название спутника – «Шиянь-11». Оно также используется в одном из репортажей о запуске, героем которого является «01-й» руководитель стартового расчета Инь Сянъюань (尹相原). Это был 10-й пуск с Сичана, за который он отвечал.