17 сентября 2021 г. в 13:34:09 по пекинскому времени (05:34:09 UTC) в западной части посадочной площадки Дунфэн, на расстоянии примерно 75 км от стартового комплекса, совершил мягкую посадку спускаемый аппарат китайского космического корабля «Шэньчжоу-12». На Землю вернулись командир первой экспедиции на Китайскую космическую станцию «Тяньгун» Не Хайшэн и члены его экипажа Лю Бомин и Тан Хунбо.
Напомним, что первая экспедиция на Китайскую космическую станцию «Тяньгун» стартовала 17 июня 2021 г. на корабле «Шэньчжоу-12» с Цзюцюаня (https://novosti-kosmonavtiki.ru/articles/80436.html ). Пуск ракеты CZ-2F состоялся в 09:23 пекинского времени, а уже в 15:54 корабль пристыковался к переднему узлу Базового блока «Тяньхэ». Еще через два витка экипаж перешел на борт станции и доложил о готовности к выполнению программы трехмесячного полета.
Первыми задачами экипажа были перевод станции в режим пилотируемого полета и перенос и установка различных блоков бортовых систем, доставленных грузовым кораблем «Тяньчжоу-2». Последний с 29 мая находился на хвостовом стыковочном узле Базового блока в ожидании «космических грузчиков».
Первый рабочий день на борту продолжался до 23:30 – лишь в это время космонавты смогли поужинать и в полночь разошлись по каютам. 18 июня экипаж встал в шесть утра; первым делом космонавты установили в Базовом блоке точку беспроводного доступа Wi-Fi. Теперь они получили возможность связаться с Центром управления полетами в Пекине, а также поговорить с членами семьи и близкими из любой точки станции.
Около недели ушло на организацию жизни и работы на борту, на настройку и проверку систем жизнеобеспечения, на тестирование системы связи через спутники-ретрансляторы «Тяньлянь-1» №03 и №04 и «Тяньлянь-2» №01 и на испытания большого манипулятора в режиме управления со станции. Из грузового корабля на станцию перенесли доставленные грузы – два выходных скафандра «Фэйтянь», 20 баллонов с кислородом и азотом, еду и одежду, экспериментальную аппаратуру и более 10 емкостей с водой для повседневного использования и для производства кислорода путем электролиза.
В конце этого этапа полета, 23 июня, на связь с экипажем из пекинского ЦУПа вышел Генеральный секретарь ЦК КПК Си Цзиньпин. От имени ЦК партии, Госсовета КНР и Центрального военного совета, а также от имени всех этнических групп Китая он приветствовал Не Хайшэна, Лю Бомина и Тана Хунбо. Космонавты поблагодарили главу государства и обещали приложить все силы для выполнения программы полета.
4 июля состоялся первый выход экипажа «Шэньчжоу-12» в открытый космос. Лю Бомин и Тан Хунбо надели китайские скафандры «Фэйтянь» новой модели, разгерметизировали переходной отсек модуля «Тяньхэ», и в 08:11 пекинского времени Лю Бомин открыл выходной люк. Это была его вторая встреча с открытым космосом – в полете «Шэньчжоу-7» в сентябре 2008 года он высовывался по пояс из бытового отсека корабля, облаченный в российский скафандр «Орлан-М». Тан Хунбо, естественно, участвовал в выходе впервые.
Основной задачей выхода было, по-видимому, тестирование в реальной обстановке различных средств обеспечения. Предприятия Китайской исследовательской академии космической техники (CAST, «5-я академия») разработали для применения в открытом космосе средства фиксации космонавта и инструментов, сами инструменты, а также средства связи.
Наиболее сложным из этих устройств было устройство фиксации космонавта на манипуляторе с четырьмя степенями свободы, условно именуемое «якорем». Два варианта пояса безопасности и рабочая платформа использовались для фиксации оборудования и инструментов, в число которых входили электрический гайковерт и ключи. В Сианьском отделении CAST спроектировали и изготовили терминал третьего поколения для связи с Землей через спутник-ретранслятор, а в 513-м институте – беспроводную систему связи с космонавтами в открытом космосе и передачи информации и снимков.
К 11:02 космонавты смонтировали «якоря» для ног и внешнюю рабочую платформу, а в 12:09 успешно подняли в рабочее положение внешнюю панорамную камеру. Операции выполнялись с помощью станционного манипулятора длиной 10.2 м, которым управлял оставшийся в жилом отсеке Не Хайшэн. Закончив все запланированные операции, Лю и Тан вернулись в переходной отсек и в 14:57 закрыли люк. Работа в открытом космосе продолжалась 6 час 46 мин.
Новые скафандры показали себя с хорошей стороны. Вариант «Фэйтяня» для космической станции имеет массу свыше 100 кг, но позволяет довольно свободно двигать руками и ногами благодаря пневмоподшипникам в сочленениях. На шлеме смонтированы светильник и камера, а внутри космонавт имеет доступ к воде и пище, что позволяет легче выдержать семичасовую работу за бортом.
Первый выход в космос наложился на период не очень понятных маневров комплекса. «Тяньгун» медленно снижался под действием торможения в верхней атмосфере и 29 июня находился на орбите высотой 375.2×385.3 км. К 1 июля он вдруг снизился до 375.2×384.2 км, но к 5 июля поднялся до 376.3×385.4 км, после чего эволюция орбиты вновь приняла естественный характер.
6 июля полуофициальная газета Global Times сообщила, что за первые три недели система регенерации воды из урины переработала 66 литров этой жидкости. Система была создана в 206-м институте 2-й академии Китайской корпорации космической науки и промышленности и основана на процедуре выпаривания. За два часа работы она может произвести пять литров дистиллированной воды из шести литров мочи. Хотя качество полученной воды соответствует нормативам, она используется как техническая – в туалете для смыва и для выработки кислорода.
Один космонавт потребляет от 2.5 до 3.0 л воды в сутки. Работа описанной системы и дополняющей ее системы регенерации воды из конденсата атмосферной влаги резко снижает потребность в доставке с Земли, что позволит экономить около 100 млн юаней за регулярную полугодовую экспедицию.
К сожалению, регулярная информация о ходе полета, подобная сообщениям ТАСС о работе космонавтов на советских станциях семейства «Салют», отсутствовала. Отчасти ее подменяли тематические репортажи об отдельных аспектах жизни на борту «Тяньгуна», да еще 31 августа была опубликована серия красивых фотографий.
Так, 26 июля Синьхуа рассказало о программе упражнений для поддержания тренированности и сохранения физической формы для возвращения на Землю. В качестве тренажеров выступают бегущая дорожка, велоэргометр и эспандеры. В этот период полета космонавты прилагают 60-80% от максимальных усилий, но ближе к посадке нагрузка будет постепенно увеличиваться. Помимо силовых тренажеров, используется электрический нейромышечный стимулятор, который воздействует на нервные волокна, восстанавливая тем самым функцию и силу мышц и препятствую их атрофии.
Раз в месяц космонавты проходили тщательное медицинское обследование, включающее ультразвуковое зондирование и анализ крови.
17 августа Канцелярия китайской пилотируемой программы дала анонс второго выхода в открытый космос. Он состоялся тремя днями позже, 20 августа, с 08:38 до 14:33 пекинского времени. Тан Хунбо остался в «Тяньхэ» управлять манипулятором, а в космос впервые в истории вышли сразу два генерала – Не Хайшэн и Лю Бомин. К 10:12 они смонтировали на манипуляторе «якорь» и рабочую платформу, а затем установили дополнительный блок насосов и подняли в рабочее положение панорамную камеру D.
Дополнительный блок насосов – это важный компонент системы терморегулирования (СТР) станции, предназначенный для прокачки хладагента, с которым отводится тепло от работающих систем и механизмов. Один такой блок, несъемный, работает внутри станции; второй было решено сделать заменяемым и установить снаружи, чтобы гарантировать работу СТР в течение 15 лет расчетного срока эксплуатации. Разработчики Китайской исследовательской академии космической техники спроектировали и изготовили его с учетом всех сложностей внекорабельной деятельности, и в результате установка или замена блока требует выполнения всего пунктов инструкции: «один крюк, два замка, три связи и четыре соединения».
Не удивительно, что космонавты потратили на установку блока всего 10 минут и закончили весь выход на час раньше плана; он продолжался 5 час 55 мин.
1 сентября орбитальный комплекс провел коррекцию орбиты с подъемом ее с 373.9×382.8 до 382.3×383.7 км.
3 сентября экипаж провел телевизионный сеанс с представителями студенческой молодежи Гонконга.
Первая экспедиция подходила к концу. На предпосадочном этапе был существенно увеличен объем и интенсивность физических упражнений. «Нам было необходимо увеличить нашу физическую активность, тренировать мышцы, легкие и сердечно-сосудистую систему, чтобы подготовиться к входу корабля в атмосферу, а также удару о земную поверхность», – сказал в интервью Центральному телевидению Китая командир экипажа Не Хайшэн.
15 сентября была объявлена закрытая зона в районе Центра космических запусков Цзюцюань, и стало известно время планируемой посадки – 17 сентября между 13:14 и 13:44 пекинского времени.
Космонавты под руководством специалистов Пекинского ЦУПа подготовили станцию к непилотируемому полету, скачали с бортового компьютера данные о проведенных на орбите экспериментах, перенесли в корабль и зафиксировали возвращаемые образцы и оборудование, провели другие необходимые работы.
Перед тем, как покинуть орбитальный комплекс, Не Хайшэн, Лю Бомин и Тан Хунбо выразили свою благодарность и уважение «ученым и техникам, а также всем людям, которые заботятся о аэрокосмической отрасли и поддерживают ее».
16 сентября в 08:56 по пекинскому времени корабль «Шэньчжоу-12» отделился от Базового блока «Тяньхэ». Программа этого дня предусматривала отработку подхода к станции с радиального направления, к нижнему стыковочному узлу на переходном отсеке. Именно сюда вскоре предстоит стыковаться кораблю «Шэньчжоу-13».
Отойдя от переднего осевого узла «Тяньхэ», «Шэньчжоу-12» ушел на 2 км вперед относительно станции. Затем он сманеврировал на чуть более низкую орбиту и вышел в точку в 1.5 км ниже орбитального комплекса. Оттуда началось повторное сближение, завершившееся 90-секундным зависанием на расстоянии 19 м от нижнего узла. Команда на окончательное расхождение была выдана в 13:38 по пекинскому времени.
17 сентября в 12:43 пекинского времени прошло плановое отделение орбитального (бытового) отсека корабля. Сразу после этого два оставшихся отсека построили необходимую ориентацию, и в 12:45 был выдан тормозной импульс. В 13:08 на траектории спуска разделились спускаемый аппарат и приборно-агрегатный отсек.
Еще через несколько минут они вошли в атмосферу, и уже в 13:15 камера GF-1605A полигона Цзюцюань засекла приближающийся СА на высоте всего 4° над горизонтом. Этап гашения орбитальной скорости завершился, и в 13:20 прошел ввод парашютной системы.
Сопровождаемый наземными камерами и вертолетами, в 13:34:09 пекинского времени (05:34:09 UTC) спускаемый аппарат приземлился вблизи центра западного района посадочной зоны Дунфэн, в точке с координатами 41°37’43’’с.ш., 100°04’28’’в.д. При касании сработали двигатели мягкой посадки, и СА завалился набок.
Вертолеты и машины поисково-спасательной службы прибыли в точку посадки почти одновременно с приземлением. Первые люди подбежали к СА через пять минут после касания, еще через четыре минуты открыли люк. Обязательные операции на месте посадки – от деактивации гамма-высотомера корабля и до установки красных флагов КНР и поисковиков – заняли, как обычно, немало времени, и лишь через полчаса после касания троих космонавтов извлекли из СА и усадили в кресла. На вид члены экипажа чувствовали себя неплохо: они помахивали руками участникам поисково-спасательной группы и смогли ответить на вопросы корреспондента китайского телевидения.
Продолжительность полета «Шэньчжоу-12» составила 92 сут 04 час 11 мин 37 сек. Таким образом, экипаж Не Хайшэна повторил достижение третьей экспедиции на американскую станцию Skylab (1973-1974) и первой экспедиции на советскую станцию «Салют-6» (1977-1978), одновременно перекрыв почти втрое максимальную продолжительность полета китайского корабля «Шэньчжоу-11». Уже вторая экспедиция на «Тяньгун» планируется на полную штатную длительность – шесть месяцев.
Автор: Liss