Строительство «лунной базы»

18 мая JAXA сообщило, что с 2016 г. вместе со строительной корпорацией Kajima занимается совместными исследованиями «строительных систем на основе синтеза удаленного и автономного управления» с целью возведения в будущем обитаемых опорных пунктов на поверхности Луны.

Поскольку отправка большого количества людей на Селену представляется делом затруднительным, то для основания постоянно обитаемого форпоста на поверхности нашего естественного спутника стоит принципиальный вопрос об автономном строительстве. Ведь командные сигналы до Луны доходят с задержкой в несколько секунд, поэтому с позиции эффективности проведения работ и своевременного принятия необходимых мер при возникновении неполадок требуются технологии, позволяющие даже при условии задержки сигнала строить лунную инфраструктуру без остановок.

С этой целью JAXA начало заниматься технологиями удаленного управления, которые бы повысили эффективность работ и помогали бы, например, заблаговременно предвосхищать и объезжать препятствия на пути движения техники, а также уходить от столкновения с опасными особенностями рельефа.

А корпорация «Каджима», взяв за основу автоматические строительные системы, создало строительную производственную систему нового поколения A4CSEL и с 2015 г. активно применяет ее при сооружении дамб.

Затем JAXA и «Каджима» решили объединиться и, используя каждый свои наработки, приступили к совместной разработке технологии, предполагающей дистанционное управление и автономную работу для целей строительства лунных баз.

Первый эксперимент, связанный с космическим применением, корпорация «Каджима» провела  в марте 2019 г. на испытательном полигоне Сэйсё (г. Одавара, префектура Канагава). В нем прошла проверку автоматическая строительная техника.
2021-06-03_18-59-51.pngКомандный пункт в Сагамихара и дорожный участок на космодроме Танэгасима

В марте 2021 г. JAXA и «Каджима» решили развить успех и пойти дальше, совместив в эксперименте удаленное управление строительной техникой и ее автономную работу. В качестве полигона выступил участок новой дороги около Спутникового центра космодрома Танэгасима (поселок Минамитанэ, преф. Кагосима).

В качестве командного пункта JAXA использовало свой исследовательский комплекс в г. Сагамихара (преф. Канагава), расположенный на расстоянии более 1000 км от космодрома. Для связи с рабочей площадкой космодрома Танэгасима использовали линии таксофона.

Согласно плану эксперимента, сначала было необходимо направить заранее отправленные на Луну строительные машины в точку проведения работ, поэтому специалисты JAXA, управляя техникой в удаленном режиме, провели ее по имитирующей лунный рельеф местности, огибая кратеры и прочие воображаемые препятствия. Так проверялась часть совместной системы, предоставленная JAXA.

После этого проверку прошла система автономного строительства A4CSEL компании «Каджима» — по команде из Сагамихара технику перевели в автономный режим работы, что она и сделала, выполнив поставленные задачи.

Результатом испытания совместной системы стало подтверждение возможности реального сооружения лунных объектов с высокой степенью инженерной точности без необходимости человеческого присутствия на Селене.

Япония намерена в будущем строить объекты на Луне с использованием данной системы. Возможно, успешный эксперимент JAXA привлечет внимание NASA, и Японии достанется в будущем какой-либо контракт на выполнение строительных работ на Луне.

2026-2030 годы. Первые испытания многоразовой ракеты

12 мая, на организованном Министерством образования, культуры, спорта, науки и технологий Японии MEXT (Ministry of Education, Culture, Sports, Science and Technology) экспертном заседании был представлен график создания и испытаний будущей основной японской ракеты-носителя следующего поколения. Ее проектируют на замену перспективной тяжелой ракеты H3, первый испытательный пуск которой только должен состояться до конца марта 2022 г.

Благодаря возвращению и повторному использованию некоторых частей РН стоимость пуска будет невысокой, что повысит конкурентоспособность носителя на мировом рынке пусковых услуг.

Согласно представленному плану, около 2026 г. состоится первый испытательный пуск уменьшенной модели носителя, а в 2030 г. – первый пуск полноценной ракеты. Впоследствии технологии передадут в руки частного сектора, что должно привести к тому, что примерно к 2040 г. под руководством частных компаний будут осуществляться пуски многоразового носителя с целью доставки космических туристов на орбиту, а также межконтинентальные высокоскоростные пассажирские перевозки.

В июне на очередном заседании MEXT график должны одобрить, что естественным образом отразится на долгосрочной стратегии развития японской космонавтики.

В настоящее время в Японии есть лишь одна основная ракета, прямое назначение которой – выведение в космос правительственных спутников и других аппаратов. Это одноразовый носитель H-IIA. Стоимость одного пуска H-IIA колеблется в пределах 10 млрд йен, а один старт перспективной ракеты H3 будет обходиться примерно в 5 млрд йен – что тоже несомненно дорого и чревато плохими перспективами получения зарубежных заказов на запуски спутников.

Исходя из вышеперечисленных проблем, специалисты предлагают оснастить первую ступень многоразового носителя высокоточной системой наведения для возвращения и выполнения мягкой посадки на морскую платформу – это следует из пояснительных фотографий. Повторное использование – ключевое условие проектного плана нового носителя. А поскольку на первой ступени будет стоять основной двигатель, это многократно снизит производственные затраты, и есть предварительный расчет, что стоимость испытательного пуска многоразового носителя будет примерно в два раза ниже пусковой стоимости перспективной H3.

В дальнейшем планируется сделать многоразовой и вторую ступень. Также, после передачи технологий частным игрокам, орбитальный туризм и прочий космический бизнес получит импульс для развития, что повысит частоту стартов, а планомерный переход на повторное использование все большего количества агрегатов ракеты по некоторым весьма смелым ожиданиям позволит к 2040 г. снизить стоимость одного пуска – слыханное ли это дело? – до 1/10 от стоимости старта H3 – до всего 500 млн йен!

K10013026611_2105121711_2105121739_01_02.jpgВход в здание MEXT

Данная информация найдена на электронных страницах японских газет, однако ничто не указывает на ее недостоверность. Возможно, Министерство сделает официальное заявление позднее.

Нельсон и Хироси

21 мая новоиспеченный глава NASA Уильям Нельсон (https://novosti-kosmonavtiki.ru/articles/79975.html) провел первую международную встречу после своей инаугурации на пост руководителя американского агентства. Переговоры прошли в онлайн-формате, и, что немаловажно, первой страной, с которой пообщался Нельсон в своем новом статусе, стала Япония.

На встрече присутствовали глава JAXA Ямакава Хироси (山川 宏理), занимающийся космической политикой министр по особым поручениям Иноуэ Синджи (井上信治) и глава MEXT Хагиуда Коити (萩生田 光一). Стороны отметили важность взаимодействия и подтвердили готовность еще больше развивать двусторонний отношений.

Евгений Рыжков

 


Источники

https://www.sankei.com/life/news/210512/lif2105120014-n1.html

https://www.jaxa.jp/topics/2021/index_j.html#news18596

https://www.jaxa.jp/press/2021/05/20210518-1_j.html