В самом начале февраля Европейское космическое агентство (ЕКА) сообщило о подписании дополнительного контракта с французской авиастроительной компанией Airbus на производство еще трех служебных модулей для нового американского корабля Orion. Законченный вид они приобретут в немецком Бремене, а необходимые для сборки компоненты и аппаратуру создадут и поставят в Германию более двадцати компаний из одиннадцати европейских стран.

ЕКА уже было занято разработкой трех модулей, а с новым заказом сделает все шесть служебных модулей и внесет весомый вклад в американскую лунную программу Artemis (миссии Artemis I-VI). Эти модули необходимы для пилотируемого облета Луны и высадки астронавтов на ее поверхность, так же как и для полетов на окололунную международную станцию Lunar Gateway.

Директор департамента ЕКА по пилотируемому и робототехническому исследованию космического пространства (Human and Robotic Exploration) Дэвид Паркер (David Parker) объясняет нам ценность события: «Данный контракт удваивает обязательства Европы по предоставлению жизненно важного оборудования для отправки людей к Луне на “Орионе”. Вместе с элементами, создаваемыми для станции Gateway, мы гарантируем места [на корабле Orion] европейским астронавтам, что позволяет участвовать в [пилотируемом] изучении Солнечной системы, а заодно создаем рабочие места и даем Европе [возможность получить] технологический опыт».
Корабль Orion в разрезе.pngКорабль Orion в разрезе

Конструкция перспективного американского корабля.

«Орион» в разрезе выглядит следующим образом. На служебный модуль (СМ), расположенный в самом низу корабля, крепится адаптер для жилого отсека (crew module adapter), а поверх него – собственно, сам жилой модуль (crew module).

Модуль ЕКА (European service module) сыграет важнейшую роль в полетах астронавтов – при помощи двигательной установки он будет поддерживать правильный курс полета «Ориона» до Селены и обратно и послужит в качестве «энергоблока», обеспечивая весь корабль энергией, а экипаж основными элементами жизнеобеспечения – водой и кислородом. В пристыкованном через адаптер к жилому отсеку виде «европеец» выполнит и важную функцию термоконтроля пространства жилого модуля.

Каждый евро-модуль имеет форму цилиндра с высотой и диаметром около 4 м и подразумевает наличие основной двигательной установки и 33 двигателей малой тяги, 11 км электропроводки, четырех топливных баков (каждый вмещает 2 тыс л), резервуаров со сжатым воздухом и с водой (240 л).

Четыре солнечные панели длиной 19 м (в развернутом состоянии) устанавливаются на внешнюю сторону корпуса СМ и способны вращаться по двум осям для постоянного «поиска» Солнца с одной целью – выработки максимальной энергии.

«Связующий» адаптер выполняет свою прямую функцию – соединяет системы сбора и обработки данных и электрические и гидравлические системы двух основных модулей. Жилой отсек – единственная часть «Ориона», которая будет возвращаться на Землю (при повторном входе в атмосферу СМ отделится и сгорит). Он является жилым помещением для четырех членов экипажа и в нем же размещаются необходимые грузы.

СМ-1 готов к заправке, КЦ Кеннеди (02.02.2021).jpgСМ-1 готов к заправке, КЦ Кеннеди (02.02.2021)

Artemis I-VI

В первой миссии Artemis I (ноябрь 2021 г.) состоится первый беспилотный пуск американской ракеты-носителя Space Launch System, которая выведет к Луне перспективный космический корабль «Орион» в беспилотном варианте (второй испытательный полет). В ходе трехнедельного демонстрационного полета на лунную орбиту будет заодно доставлено 13 кубсатов для исследования нашего естественного спутника.
Установка топливных баков СМ-2, Бремен (02.02.2021)Установка топливных баков СМ-2, Бремен (02.02.2021)

Artemis II (август 2023 г.) предусматривает схожую траекторию полета «Ориона», однако наконец на борт смогут «забраться» астронавты. Пролетев около Луны, астронавты удалятся от нее в апоселении на 70 тыс км, а в общей сложности люди будут на расстоянии почти что 500 тыс км от Земли – в таких «дебрях» землянам еще бывать не приходилось. В конце путешествия «за Луну» и обратно, которое займет суток 20, жилой модуль «Ориона» приводнится в воды Тихого океана.

Artemis III (октябрь 2024 г.) – это историческое возвращение американцев на Луну… Если принять во внимание планируемую дату реализации миссии и прибегнуть к помощи «Царицы наук» математики и посчитать года, то человечество должно вновь ступить не ногой робота, а своей собственной ногой на Луну спустя почти 52 года после оставления последнего следа на поверхности Селены в ходе последней высадки астронавтов в рамках программы «Аполлон» (миссия «Аполлон-17», декабрь 1972 г.).

Third_European_Service_Module_structure_pillars.jpgСМ-3 прибыл в Бремен (13.10.2020)

По состоянию на начало февраля 2021 г. «Орион» со служебным модулем, предназначенным для первой миссии «Артемиды», заправлялся горючим в КЦ имени Джона Кеннеди (Флорида), второй евро-модуль находился на этапе финальной сборки в Бремене. Третий тоже собирается в Бремене.

Модули по дополнительному контракту (СМ-4-6) пойдут на осуществление пилотируемых миссий Artemis IV-VI к Gateway. Их ориентировочные даты старта – март 2026 г., 2026 г. и 2027 г.

При этом в середине декабря 2020 г. ЕКА и NASA подписали Меморандум о взаимопонимании (Memorandum of Understanding), согласно которому как минимум два евро-модуля (для миссий Artemis IV и –V) станут вкладом Европы в орбитальное строительство Lunar Gateway. По этому документу астронавты ЕКА получили еще и приятный «бонус» — места на «Орионе» в миссиях к окололунной станции…
Евгений Рыжков

Источники

https://www.esa.int/Science_Exploration/Human_and_Robotic_Exploration/Orion/Three_more_service_modules_for_Artemis_to_be_built_in_Europe

https://www.esa.int/ESA_Multimedia/Videos/2021/02/Forward_to_the_Moon_starts_in_Europe

https://www.esa.int/ESA_Multimedia/Videos/2020/12/Artemis_I_European_Service_Module_perspective

https://www.esa.int/ESA_Multimedia/Images/2021/02/Artermis_I_ready_for_fuelling

https://www.esa.int/ESA_Multimedia/Images/2021/02/Installing_propellant_tanks_in_European_Service_Module-2

https://www.esa.int/ESA_Multimedia/Keywords/System/Orion/(result_type)/videos