29.12.2020

Ключевые новости японской космонавтики

Лунный крейсер

28 августа JAXA сообщило, что совместная разработка Японского агентства и автомобилестроительной корпорации Toyota – лунный герметичный ровер – впредь будет называться LUNAR CRUISER.

index_fig-02-thumb-550xauto-4153.jpg

Многие вспомнили вседорожник Land Cruiser. И действительно, официальные представители JAXA пояснили, что напоминающее «Сухопутный крейсер» название пробудит в людях приятные воспоминания о комфортном передвижении за рулем этого транспортного средства, а отработанная за десятилетия эксплуатации высокая степень безопасности гарантирует «возвращение домой живыми» после прогулок по поверхности спутника.

О данной разработке мир услышал 13 июня 2019 г., когда JAXA известило о возобновлении совместных с Toyota старых наработок по созданию мобильного транспортного средства с людьми на борту для перемещения по поверхности Селены. «Лунный крейсер» планируют отправить на Луну во второй половине текущего десятилетия.

Жизнь замечательных бактерий

9 сентября на сайте Института космических и астронавтических наук ISAS появились результаты проведенного на внешней стороне МКС исследования под кодовым обозначением «Одуванчик» (たんぽぽ).
Панель с образцами.jpg
Желтый кружком обведен биметаллический термометр; красная стрелка указывает на местонахождение панели с образцами
20200909_3.jpg
Астробиологическими темами в Японии косвенными способами (путем запуска межпланетных станций к астероидам и орбитальных телескопов) стали заниматься с начала 2000-х гг. Однако первое чисто астробиологическое исследование началось только в 2015 г. – в рамках «Одуванчика» микроорганизмы и органические вещества были выставлены в открытом космосе на внешней платформе EF японского модуля «Кибо», а космическую пыль и потенциальные микроорганизмы пытались «подобрать» по трассе движения станции. В этой области японцы были «новичками», поэтому и само исследование еле как «добралось» до космоса.

Для эксперимента использовали размещенное на EF оборудование ExHAM, представляющее собой параллелепипед, на одну из граней которого «прилепили» панель с образцами бактерий-экстремофилов Deinococcus radiodurans, которые могут выживать при температурах ниже -35° C и «не обращать внимание» на ультрафиолетовое и радиационное излучение, а также спокойно пребывать в условиях вакуума длительное время. Для контроля температур использовали установленный рядышком термометр, работавший в диапазоне температур от -140 до 80° с предусмотренной погрешность 5°.

По истечении трех лет образцы вернули на Землю, и ученые смогли выяснить, что они, оказывается, все это время жили, не тужили на внешней платформе МКС – то есть выжили в достаточно неблагоприятных для жизни условиях.

Разработка H-III задерживается

11 сентября глава JAXA Ямакава Хироси на пресс-конференции рассказал, что (по состоянию на начало сентября) происходит интеграция всех систем разрабатываемого с 2014 ф.г. перспективного носителя H-III (японцы пишут H3), проверяется их работоспособность и испытываются топливные баки в связке с криогенным (кислород/водород) жидкостным двигателем второй ступени LE-5B-3 (подробнее о новой ракете можно узнать по ссылке https://www.roscosmos.ru/28634/).

Однако же причины пересмотра графика разработки H-III кроются в маршевом кислородно-водородном двигателе первой ступени LE-9, коих в окончательной комплектации будет установлено два или три. LE-9, который должен стать самым мощным в мире (по тяге) ЖРД с циклом фазового перехода (Expander cycle), начали «испытывать» еще с конца 2016 г.

26 мая 2020 г. на стенде Космического центра Танэгасима (преф. Кагосима) были проведены 8-е квалификационные испытания LE-9, в которых он отработал 225.5 с, а общее время работы двигателя за восемь прожигов достигло 1098.5 с.

Однако после их завершения был найден усталостный излом в турбине турбонасоса, которому отведена роль направления в двигатель топлива. А наряду с изломом обнаружили отверстие на поверхности стенки камеры сгорания. В связи с вышеизложенным было решено перепроектировать турбину турбонасоса. Параллельно продолжаются поиски причин появления этих «находок».

Соответственно испытательный пуск H-III откладывается до 1 апреля 2022 г. (а должен был состояться в срок до 1 апреля 2021 г.), а следующий за ним второй пуск переносится на 2022 ф.г. (до 1 апреля 2023 г.).

В то же время продолжаются различные испытания агрегатов H-III. На фото ниже – пятый прожиг LE-9 для считывания технических характеристик двигателя (КЦ Танэгасима, 21 декабря 2020 г.).

прожиг LE-9.jpg

SPICA приказано подождать

Что касается космических телескопов (смотри https://novosti-kosmonavtiki.ru/articles/76716.html), то проект одного из них, а именно европейско-японского инфракрасного космического телескопа SPICA (Space Infrared Telescope for Cosmology and Astrophysics), переживает не лучшие времена.

К величайшему прискорбию сообщаем, что 7 октября ЕКА и JAXA подписали соответствующие бумаги для снятия SPICA (которую планировали выводить на H-III в районе 2032 г.) в качестве кандидата на миссии M5 проекта Cosmic Vision ввиду финансовых ограничений.

Особенностью совместного проекта, который изначально был чисто японским, является использование технологий криогенного охлаждения космического телескопа. Предполагается также значительно улучшить чувствительность ИК-наблюдений, по сравнению со всеми предшественниками. Проект охватывает широкий спектр научных вопросов – от эволюции галактик до формирования планетных систем.

SPICA была одним из трех финалистов-кандидатов на миссию M5. Сейчас же остались только европейский космический телескоп THESEUS (Transient High-Energy Sky and Early Universe Surveyor) для обнаружения далеких гамма-всплесков и тоже европейский (в коллаборации с NASA) венерианский аппарат EnVision для радарного картирования (использование РСА) Венеры для изыскания следов недавней вулканической активности и атмосферных исследований.

Theseus_mission_concept_pillars.png«Тесей»

Победитель в конкурсе на миссию М5 будет объявлен в середине 2021 г., а разработчикам SPICA остается уповать на то, что их миссия будет отобрана в рамках других конкурсов.

Назначения в экипажи МКС

20 ноября JAXA сообщило о том, что в ближайшее время на орбиту отправятся очередные японцы.
Ваката.jpgВаката

Так, специальный советник JAXA и одновременно астронавт (https://novosti-kosmonavtiki.ru/articles/77134.html) японского отряда, четырежды летавший в космос Ваката Коити (若田 光一) полетит на МКС в 2022 г., а единожды побывавший на
МКС врач Фурукава Сатоси (古川 聡) – в 2023 г. На данный момент первому – 57 лет, а второму – 56 лет. Более точные данные о дате старта, корабле и номере экспедиции в пресс-релизе не указаны.
Сатоси.jpgСатоси

Евгений Рыжков
Источники
https://www.jaxa.jp/about/president/presslec/202009_j.html https://www.jaxa.jp/press/2020/09/20200911-2_j.html https://www.jaxa.jp/topics/2020/index_j.html#news17373 https://www.rocket.jaxa.jp/rocket/engine/le9/2020/200526.html http://www.isas.jaxa.jp/topics/002469.html https://sci.esa.int/web/cosmic-vision/-/spica-no-longer-candidate-for-esa-s-m5-mission-selection https://www.jaxa.jp/press/2020/11/20201120-1_j.html http://www.isas.jaxa.jp/topics/002436.html https://www.toyaku.ac.jp/lifescience/newstopics/2020/0826_3998.html https://www.jaxa.jp/press/2020/08/20200828-1_j.html

Поделиться в соц. сетях
791