18-21 сентября в городе Фучжоу состоялась Китайская космическая конференция, на которой руководители отдельных направлений исследования и освоения космоса доложили о состоянии своих проектов.
Гвоздем программы, безусловно, стал доклад «Предварительный план пилотируемого исследования Луны и мысли по этому поводу» заместителя главного конструктора Китайской пилотируемой космической программы Чжоу Яньфэя. В Китае он получил весьма странное освещение: главное государственное информационное агентство Синьхуа проигнорировало доклад, ведомственная газета «Чжунго хантянь бао» посвятило ему два абзаца в общем перечне, а вот как издаваемая для зарубежной аудитории Global Times осветила более подробно. Впрочем, поскольку ключевые слайды презентации «утекли» в Сеть в первый же день, мы можем обсудить предложения по существу.
Сразу скажем, что отказ от предлагавшегося на протяжении многих лет сверхтяжелого носителя CZ-9 и выбор более легкого средства выведения вовсе не является новостью. Мы зафиксировали это решение еще в октябре 2018 г. и успели сообщить о нем в последнем номере журнала «Новости космонавтики» (№12, 2018). Чжоу Яньфэй подтвердил, что рассматривались оба варианта, и был выбран тот, что обещал более короткие сроки и меньшие проблемы при разработке.
Доклад подтверждает основные характеристики изделия: высота 87 м, стартовая масса 2200 т, масса полезного груза – 70 тонн на низкую орбиту или 27 тонн на траекторию полета к Луне. Ракета использует трехблочную первую ступень с семью кислородно-керосиновыми ЖРД YF-100K на каждом блоке пятиметрового диаметра, два высотных YF-100M на второй ступени и три кислородно-водородных YF-75D на третьей. Если сопоставить его с зарубежными аналогами, то ближе всего был бы Falcon Heavy с дополнительной ступенью Centaur.
В качестве вероятного места строительства стартового комплекса под такой носитель докладчик назвал космодром Вэньчан на острове Хайнань – выбор достаточно очевидный, учитывая его береговое положение и относительную близость к экватору.
Действительно новой частью выступления была предлагаемая двухпусковая схема лунной экспедиции. На первом носителе запускается лунный модуль вместе с тормозной ступенью, который выходит на первую окололунную орбиту. Если все проходит успешно, на второй ракете стартует пилотируемый корабль нового поколения с экипажем. После встречи и стыковки на окололунной орбите весь комплекс снижается на предпосадочную орбиту. Экипаж переходит в лунный модуль и расстыковывается. Основную часть торможения осуществляет тормозная ступень, затем она отделяется и падает на Луну, а лунный модуль завершает процесс прилунения. После выполнения программы работ на поверхности лунный модуль (за исключением посадочного шасси) стартует и стыкуется на орбите с основным кораблем. После обратного перехода экипажа выполняется сход с окололунной орбиты и полет к Земле. Командный модуль отделяется перед входом в атмосферу и приземляется или приводняется и может использоваться повторно.
Кроме трех основных элементов этой схемы – носителя, пилотируемого корабля нового поколения и лунного модуля – в нее могут быть включены два дополнительных: окололунная орбитальная станция и мобильная лаборатория для экскурсий по Луне.
Чжоу Яньфэй считает, что Китай способен осуществить лунную экспедицию в одиночку, так как имеет необходимые технологии, команду хорошо подготовленных профессионалов и высокоэффективную систему исследований и управления ими. Тем не менее необходимо преодолеть множество технических и инженерных препятствий: отработать корабль нового поколения, создать «полусверхтяжелый» носитель и лунный модуль, сформировать наземную систему управления для работы на окололунных орбитах и на Луне, подготовить космонавтов.
Предполагается, что они смонтируют на Луне научные приборы и установки, позволяющие понять образование и эволюцию Луны, воспользоваться условиями низкой гравитации, слабого магнитного поля и высокого вакуума для выполнения мультидисциплинарных исследований в области физики, химии, астрономии, биологии и т.д., извлекать местные ресурсы и изучать проблемы выживания и жизнеобеспечения на Луне. В конечном итоге они смогут построить там жилую базу и заложить основу для дальнейшего продвижения человека в космос.
Добавим, что на Первом всекитайском совещании по космической науке, состоявшейся 25-28 октября 2019 г. в Сямэне, заместитель главного конструктора пилотируемой программы Чэнь Шаньгуан назвал лунную базу промежуточной ступенью для отработки технологий и накопления опыта. «Долгосрочная цель – это отправка людей на Марс», – сказал он.
Каков статус китайского лунного проекта сегодня? Известно, что по нему выполнено технико-экономическое обоснование и что 9 октября 2019 г. разработчики нового носителя из Китайской исследовательской академии ракет-носителей CALT защитили аванпроект в Канцелярии по делам Программы пилотируемых космических полетов Китая.
Кстати, сразу после этого была пересмотрена структура управления пилотируемой программой Китая. 17 октября 2019 г. было объявлено, что во главе ее теперь стоят 10 человек: главный конструктор программы, академик Китайской инженерной академии Чжоу Цзяньпин (周建平), главный эксперт по научной программе академик Китайской АН Гу Идун (顾逸东) и восемь заместителей главного конструктора: Ван Чжунгуй (王忠贵), Ян Ливэй *(杨利伟), Чэнь Шаньгуан (陈善广), Чжоу Яньфэй (周雁飞), Лю Цзинь (刘晋), Дэн Ибин (邓一兵), Тан Ихуа (唐一华) и Чжан Байнань (张柏楠).
Насколько можно судить из опубликованных сообщений, программа пилотируемой лунной экспедиции Китая пока не утверждена к реализации на государственном уровне. Тем не менее в апреле 2019 г. руководитель Китайской национальной космической администрации Чжан Кэцзянь заявил, что она должна быть реализована в течение ближайших 10 лет.
Для полноты картины перечислим остальные ключевые выступления на конференции в Фучжоу.
Академик Китайской АН, глава Научно-технического комитета Китайской корпорации космической науки и техники CASC Бао Вэйминь (包为民) посвятил свое выступление перспективам создания в Китае аэрокосмических систем многоразового использования. Докладчик заявил, что к 2045 г. будут реализованы система глобального транспорта со временем полета 1 час и регулярное сообщение по направлениям Земля – орбита и орбита – орбита. Он оценил объем таких перевозок в 1000 запусков, 10000 пассажиров и 10000 тонн груза в год. Ключевыми точками на этом пути должны стать сооружение морского стартового комплекса и проведение экспериментальных полетов к 2025 г. и создание к 2035 г. многоразовой системы первого поколения с двумя крылатыми ступенями, рассчитанной на 50-100 полетов, с недельным циклом межполетного обслуживания и надежностью 99%. Система второго поколения будет иметь 12-часовой цикл подготовки при надежности 99.5%, а стоимость выведения сократится на 1-2 порядка.
Второй доклад на сходную тему сделал Ван Чанцин (王长青), глава 3-й академии Китайской корпорации космической науки и промышленности CASIC. Он был озаглавлен «Навстречу аэрокосмической эре – перспективы создания аэрокосмических аппаратов» и посвящен необходимым двигателям и материалам и технологии многоразовости.
Директор CALT Ван Сяоцзюнь (王小军) сделал доклад о новой перспективной разработке – космической транспортной системе для пилотируемых исследований Марса – и предложил осуществить этот проект в рамках международного сотрудничества.
Выступление заместителя директора Научно-технического комитета Шанхайской исследовательской академии космической техники Чэня Цзе (陈杰) было посвящено изучению выбора ядерной энергоустановки с космическим реактором.
О создании автоматического комплекса «Тяньвэнь-1» и полете его к Марсу рассказал главный конструктор Чжан Жунцяо (张荣桥), а заместитель главного конструктора китайского проекта исследования Луны Юй Дэнъюнь (于登云) официально объявил о том, что запуск комплекса «Чанъэ-5» для доставки лунного грунта состоится до конца 2020 г.
Академик Китайской АН У Юэлян (吴岳良) доложил о проекте регистрации гравитационных волн «Тайцзи» (см. также https://novosti-kosmonavtiki.ru/articles/75503.html ) и о работе КА «Тайцзи-1», запущенного 31 августа 2019 г. Докладчик заявил, что полет «Тайцзи-1» подтвердил правильность и осуществимость проекта в целом, и сообщил, что комплекс из двух КА «Тайцзи-2» планируется запустить до 2024 г.
О создании и применении соответствующих прикладных систем рассказали главный конструктор спутниковой навигационной системы «Бэйдоу» Ян Чанфэн (杨长风) и главный конструктор специального проекта Системы наблюдения Земли с высоким разрешением CHEOS Тун Сюдун (童旭东). Вице-президент Китайской исследовательской академии космической техники CAST Ся Ган (夏刚) говорил об использовании преимуществ космических средств для создания «Морского шелкового пути». Директор Пекинского института техники слежения и связи Чжан Готин (张国亭) рассмотрел вопрос об эффективном управлении и эксплуатации гигантских орбитальных группировок.
От имени новых частных китайских космических предприятий на конференции выступил Фэн Люн (冯仑).