20 июля в 06:58:14 по токийскому времени (19 июля в 21:58:14 UTC) стартовые расчеты компании Mitsubishi Heavy Industries (MHI) запустили на японской ракете H-IIA (F 42) из Космического центра Танэгасима (Япония, преф. Кагосима, регион Кюсю) межпланетную станцию для изучения Марса «Аль-Амаль» (араб. «Надежда»).

Зонд был успешно выведен на орбиту с параметрами:

* наклонение – 30.34°;

* минимальная высота – 236 км;

* максимальная высота – 246 км;

* период обращения – 89.32 мин.

В каталоге Стратегического командования США «Надежда» получила номер 45918 и международное обозначение 2020-047A.

После старта японской ракеты главы NASA Джеймс Брайденстайн и Роскосмоса Дмитрий Рогозин поздравили Эмираты с успешным началом марсианской миссии. А президент ОАЭ Халифа ибн Заид Аль Нахайян написал в Twitter, что «Аль-Амаль» является как национальным, так и всеобщим в арабском мире достижением.

 Подготовка спутника к запуску в цехе.jpg

Марсианский орбитальный аппарат, в англоязычном мире также называемый как Hope, создан в рамках «Миссии Эмиратов на Марс» (Emirates Mars Mission) Космического агентства ОАЭ, и анонсирован как первая межпланетная миссия арабского мира. Зонд отправился в свой путь тогда, когда Земля и целевая планета максимально сблизились – благоприятное с позиции изрядной экономии топлива и времени, но очень узкое трехнедельное стартовое окно было открыто с 14 июля по 3 августа.

ОАЭ стала первой арабской страной, зонд которой отправился в межпланетное путешествие и одновременно шестой страной в мире, аппарат которой полетел к Марсу, — после СССР/России, США, Японии, Европы и Индии. К слову, седьмым в «Марсианском клубе» стал Китай, полностью своими силами запустивший 23 июля марсианский комплекс, состоящий из орбитального аппарата, посадочной платформы и планетохода.

 Схема полета к Марсу.jpg

За разработку концепции и реализацию марсианской миссии отвечает Космический центр имени Мохаммеда бин-Рашида MBRSC (Mohammed Bin Rashid Space Centre), расположенный в Дубае. Проектирование «Аль-Амаля» велось специалистами MBRSC в сотрудничестве с американскими партнерами: Лабораторией атмосферной и космической физики (Колорадский университет в Боулдере), Калифорнийским университетом в Беркли и Университетом штата Аризона. Сборка осуществлялась в Колорадском университете. От Эмиратов в разработке аппарата приняла участие группа инженеров, ученых и исследователей в составе 150 человек.

 Исследования атмосферы Марса зондом.png

ОАЭ анонсировали миссию в июле 2014 г., а в апреле 2015 г. эмир Дубая, премьер-министр и вице-президент ОАЭ шейх Мохаммед предложил арабскому миру придумать название для марсианского аппарата. И уже в мае того же года было выбрано настоящее название. Потом, в марте 2016 г. был подписан контракт с MHI на запуск «Аль-Амаль». А в ноябре 2017 г. на выставке Dubai Airshow был продемонстрирован макет Hope.

Руководитель проекта «Аль-Амаль» Омран Шараф (Omran Sharaf) из Космического агентства ОАЭ пояснил смысл миссии: «Главная цель – не достичь Марса, а подготовить в Арабских Эмиратах благодатную исследовательскую почву, чтобы вдохновить молодежь идти и работать в науку и инженерные специальности. Марс – это средство для достижения более важных задач…». Это вполне объясняет красноречивое название зонда и его роль в жизни новых поколений ОАЭ.

  Тестирование аппарата на воздействие окружающей среды завершилось в Соединенных Штатах в декабре 2019 г. Затем, в феврале 2020 г., «Аль-Амаль» прибыл в Космический центр имени Мухаммеда бин Рашида для прохождения серии финальных тестов. И 24 апреля его доставили морским путем в Японию, на остров Танэгасима, где местные специалисты начали готовить аппарат к запуску на японской ракете.

И все же мировая эпидемиологическая обстановка внесла коррективы в ход событий, так как первоначально тесты в Дубае планировалось завершить вообще в мае 2020 г. – поближе к дате запуска, а затем отправлять «Надежду» в Японию. Однако руководство проектом резонно решило не рисковать и сдвинуть даты тестов назад, готовясь к худшим сценариям влияния пандемии на отрасль. Но все обошлось.

Надо сказать, что и запуск откладывался, только по другим причинам. Первой официальной датой старта значилось 15 июля (по японскому времени), но из-за дождливой погоды ее перенесли на 20 июля. На всякий случай MHI сразу зарезервировало запасное пусковое окно с 21 июля по 13 августа. Но больше переносов не было — «Аль-Амаль» улетел 20 июля.

 Некоторые характеристики «Аль-Амаля»:

— общая масса – 1350 кг (с топливом);

— габариты: длина – 2.9 м, ширина – 2.37 м (с раскрытыми солнечными панелями – 3×7.9 м);

— установлены три 600-Вт солнечные батареи для подзарядки аккумуляторов;

— связь с Землей посредством остронаправленной антенны (диаметр тарелки – 1.85 м).

 Зонд с указанными габаритами.png

Основные цели «Надежды»:

— исследование будничных и сезонных погодных циклов;

— исследование погодных явлений в атмосфере, например, пылевых бурей и погодных особенностей в различных областях Марса;

— поиск ответа на вопрос, как погода влияет на улетучивание кислорода и водорода из марсианской атмосферы (изучение верхних и нижних слоев атмосферы).

Таким образом планируется составить первую полную карту атмосферы Красной планеты.

   

Бортовая аппаратура:

— многозональная камера EXI (Emirates eXploration Imager) для получения цветных изображений высокого разрешения и изучения льда, пылевых частиц и озона в срединных слоях марсианской атмосферы;

— инфракрасный спектрометр EMIRS (Emirates Mars InfraRed Spectrometer) для изучения не только распределения температур в нижней и срединной атмосфере планеты, но также и льда, водяного пара и пыли;

— ультрафиолетовый спектрометр EMUS (Emirates Mars Ultraviolet Spectrometer) для исследования процесса улетучивания кислорода и водорода из верхних слоев атмосферы.

 

 Прибор EXI.png   Прибор EMIRS.png    Прибор EMUS.png        
              ПриборEXI 
     Прибор  EMIRS

     Прибор EMUS

ОАЭ, кстати, проявили изрядное великодушие, объявив о том, что около 1000 Гб научных данных, которые добудет первый арабский аппарат на орбите вокруг Марса, будут доступны бесплатно для более чем 200 заинтересованных учреждений по всему миру.

Ожидаемое время прибытия к Красной планете «Аль-Амаль», впрочем, как и «Тяньвэнь-1», и как запущенного 30 июля пятого (по счету) американского марсохода Perseverance — февраль 2021 г., то есть трем аппаратам уготована участь странствовать между двумя планетами около семи месяцев. Затем «Надежда» будет добывать новые сведения об атмосфере Марса в течение одного марсианского года (около двух земных лет).

Причем, как для китайской нации грядущий год будет праздничным (100-летие Компартии Китая), так и для граждан Эмиратов тоже – эта арабская страна отметит 50-летие образования своей страны и независимости от Великобритании.

 

В последнее время на космическом поприще ОАЭ «разбушевался». Главным событием для Эмиратов за последние годы стал полет в космос и работа на МКС в ранге участника 19-й экспедиции посещения (ЭП-19) первого космонавта Арабских Эмиратов Хаззаа Аль Мансури.

Специалисты около аппарата.pngХаззаа, ставший вторым арабским космонавтом после Султана бин Салмана (космический полет совершил 17-24 июня 1985 г. в качестве специалиста по полезной нагрузке шаттла Discovery), ныне занимающего пост главы Космического агентства Саудовской Аравии, пробыл на орбите восемь суток (25 сентября—3 октября 2019 г.).

Также известно об активных переговорах Роскосмоса с Космическим агентством ОАЭ по поводу длительного полета на МКС следующего космонавта Эмиратов. Это произойдет не ранее 2022 г. и возможно этим «счастливчиком» будет дублер Аль Мансури (Султан Аль Нейади).

А 71-й Международный астронавтический конгресс, если не будет изменений, пройдет в октябре сего года в Дубае. Там, надеемся, можно будет услышать свежую и подробную информацию о полете арабской АМС.

 Немного дополнительной информации: согласно пресс-релизу MHI, «Аль-Амаль» стал вторым аппаратом, который Mitsubishi вывели в космос на носителе H-IIA в интересах правительства ОАЭ. Первым же был запущенный 29 октября 2018 г. KhalifaSat (другое название DubaiSat-3), ставший первый полностью изготовленный и испытанный в Лаборатории космических технологий MBRSC.

Старт также стал 45-м подряд успешным пуском ракет H-IIA и H-IIB. Таким образом общая надёжность обеих ракет достигла 98%. Правда, H-IIB, использовавшуюся в 2009-2020 гг. для запуска к МКС японских кораблей снабжения HTV (также «Конотори», こうのとり, яп. «Дальневосточный аист»), вывели из эксплуатации после выведения последнего космического «грузовика» – HTV-9 (21 мая 2020 г.). Дата запуска к международной станции следующего японского грузовика предварительно назначена на февраль 2022 г.

Однако, это будет уже не тот «Аист» — модификацию первой версии под названием HTV-X (с увеличенным объемом полезных грузов, возможностью стыковки со станцией в автоматическом режиме и другими новшествами) на околоземную орбиту будет выводить перспективный тяжелый японский носитель H-III (испытательный пуск состоится до марта 2021 г.). Он в скором времени заменит H-IIA и H-IIB.

 

Евгений Рыжков