20 июля в 06:58:14 по токийскому времени (19 июля в 21:58:14 UTC) стартовые расчеты компании Mitsubishi Heavy Industries (MHI) запустили на японской ракете H-IIA (F 42) из Космического центра Танэгасима (Япония, преф. Кагосима, регион Кюсю) межпланетную станцию для изучения Марса «Аль-Амаль» (араб. «Надежда»).
Зонд был успешно выведен на орбиту с параметрами:
* наклонение – 30.34°;
* минимальная высота – 236 км;
* максимальная высота – 246 км;
* период обращения – 89.32 мин.
В каталоге Стратегического командования США «Надежда» получила номер 45918 и международное обозначение 2020-047A.
После старта японской ракеты главы NASA Джеймс Брайденстайн и Роскосмоса Дмитрий Рогозин поздравили Эмираты с успешным началом марсианской миссии. А президент ОАЭ Халифа ибн Заид Аль Нахайян написал в Twitter, что «Аль-Амаль» является как национальным, так и всеобщим в арабском мире достижением.
Марсианский орбитальный аппарат, в англоязычном мире также называемый как Hope, создан в рамках «Миссии Эмиратов на Марс» (Emirates Mars Mission) Космического агентства ОАЭ, и анонсирован как первая межпланетная миссия арабского мира. Зонд отправился в свой путь тогда, когда Земля и целевая планета максимально сблизились – благоприятное с позиции изрядной экономии топлива и времени, но очень узкое трехнедельное стартовое окно было открыто с 14 июля по 3 августа.
ОАЭ стала первой арабской страной, зонд которой отправился в межпланетное путешествие и одновременно шестой страной в мире, аппарат которой полетел к Марсу, - после СССР/России, США, Японии, Европы и Индии. К слову, седьмым в «Марсианском клубе» стал Китай, полностью своими силами запустивший 23 июля марсианский комплекс, состоящий из орбитального аппарата, посадочной платформы и планетохода.
За разработку концепции и реализацию марсианской миссии отвечает Космический центр имени Мохаммеда бин-Рашида MBRSC (Mohammed Bin Rashid Space Centre), расположенный в Дубае. Проектирование «Аль-Амаля» велось специалистами MBRSC в сотрудничестве с американскими партнерами: Лабораторией атмосферной и космической физики (Колорадский университет в Боулдере), Калифорнийским университетом в Беркли и Университетом штата Аризона. Сборка осуществлялась в Колорадском университете. От Эмиратов в разработке аппарата приняла участие группа инженеров, ученых и исследователей в составе 150 человек.
ОАЭ анонсировали миссию в июле 2014 г., а в апреле 2015 г. эмир Дубая, премьер-министр и вице-президент ОАЭ шейх Мохаммед предложил арабскому миру придумать название для марсианского аппарата. И уже в мае того же года было выбрано настоящее название. Потом, в марте 2016 г. был подписан контракт с MHI на запуск «Аль-Амаль». А в ноябре 2017 г. на выставке Dubai Airshow был продемонстрирован макет Hope.
Руководитель проекта «Аль-Амаль» Омран Шараф (Omran Sharaf) из Космического агентства ОАЭ пояснил смысл миссии: «Главная цель – не достичь Марса, а подготовить в Арабских Эмиратах благодатную исследовательскую почву, чтобы вдохновить молодежь идти и работать в науку и инженерные специальности. Марс – это средство для достижения более важных задач…». Это вполне объясняет красноречивое название зонда и его роль в жизни новых поколений ОАЭ.
Тестирование аппарата на воздействие окружающей среды завершилось в Соединенных Штатах в декабре 2019 г. Затем, в феврале 2020 г., «Аль-Амаль» прибыл в Космический центр имени Мухаммеда бин Рашида для прохождения серии финальных тестов. И 24 апреля его доставили морским путем в Японию, на остров Танэгасима, где местные специалисты начали готовить аппарат к запуску на японской ракете.
И все же мировая эпидемиологическая обстановка внесла коррективы в ход событий, так как первоначально тесты в Дубае планировалось завершить вообще в мае 2020 г. – поближе к дате запуска, а затем отправлять «Надежду» в Японию. Однако руководство проектом резонно решило не рисковать и сдвинуть даты тестов назад, готовясь к худшим сценариям влияния пандемии на отрасль. Но все обошлось.
Надо сказать, что и запуск откладывался, только по другим причинам. Первой официальной датой старта значилось 15 июля (по японскому времени), но из-за дождливой погоды ее перенесли на 20 июля. На всякий случай MHI сразу зарезервировало запасное пусковое окно с 21 июля по 13 августа. Но больше переносов не было - «Аль-Амаль» улетел 20 июля.
Некоторые характеристики «Аль-Амаля»:
- общая масса – 1350 кг (с топливом);
- габариты: длина – 2.9 м, ширина – 2.37 м (с раскрытыми солнечными панелями – 3×7.9 м);
- установлены три 600-Вт солнечные батареи для подзарядки аккумуляторов;
- связь с Землей посредством остронаправленной антенны (диаметр тарелки – 1.85 м).
Основные цели «Надежды»:
- исследование будничных и сезонных погодных циклов;
- исследование погодных явлений в атмосфере, например, пылевых бурей и погодных особенностей в различных областях Марса;
- поиск ответа на вопрос, как погода влияет на улетучивание кислорода и водорода из марсианской атмосферы (изучение верхних и нижних слоев атмосферы).
Таким образом планируется составить первую полную карту атмосферы Красной планеты.
Бортовая аппаратура:
- многозональная камера EXI (Emirates eXploration Imager) для получения цветных изображений высокого разрешения и изучения льда, пылевых частиц и озона в срединных слоях марсианской атмосферы;
- инфракрасный спектрометр EMIRS (Emirates Mars InfraRed Spectrometer) для изучения не только распределения температур в нижней и срединной атмосфере планеты, но также и льда, водяного пара и пыли;
- ультрафиолетовый спектрометр EMUS (Emirates Mars Ultraviolet Spectrometer) для исследования процесса улетучивания кислорода и водорода из верхних слоев атмосферы.
![]() |
![]() |
![]() |
ПриборEXI | Прибор EMIRS | Прибор EMUS |
ОАЭ, кстати, проявили изрядное великодушие, объявив о том, что около 1000 Гб научных данных, которые добудет первый арабский аппарат на орбите вокруг Марса, будут доступны бесплатно для более чем 200 заинтересованных учреждений по всему миру.
Ожидаемое время прибытия к Красной планете «Аль-Амаль», впрочем, как и «Тяньвэнь-1», и как запущенного 30 июля пятого (по счету) американского марсохода Perseverance - февраль 2021 г., то есть трем аппаратам уготована участь странствовать между двумя планетами около семи месяцев. Затем «Надежда» будет добывать новые сведения об атмосфере Марса в течение одного марсианского года (около двух земных лет).
Причем, как для китайской нации грядущий год будет праздничным (100-летие Компартии Китая), так и для граждан Эмиратов тоже – эта арабская страна отметит 50-летие образования своей страны и независимости от Великобритании.
В последнее время на космическом поприще ОАЭ «разбушевался». Главным событием для Эмиратов за последние годы стал полет в космос и работа на МКС в ранге участника 19-й экспедиции посещения (ЭП-19) первого космонавта Арабских Эмиратов Хаззаа Аль Мансури.
Хаззаа, ставший вторым арабским космонавтом после Султана бин Салмана (космический полет совершил 17-24 июня 1985 г. в качестве специалиста по полезной нагрузке шаттла Discovery), ныне занимающего пост главы Космического агентства Саудовской Аравии, пробыл на орбите восемь суток (25 сентября--3 октября 2019 г.).
Также известно об активных переговорах Роскосмоса с Космическим агентством ОАЭ по поводу длительного полета на МКС следующего космонавта Эмиратов. Это произойдет не ранее 2022 г. и возможно этим «счастливчиком» будет дублер Аль Мансури (Султан Аль Нейади).
А 71-й Международный астронавтический конгресс, если не будет изменений, пройдет в октябре сего года в Дубае. Там, надеемся, можно будет услышать свежую и подробную информацию о полете арабской АМС.
Немного дополнительной информации: согласно пресс-релизу MHI, «Аль-Амаль» стал вторым аппаратом, который Mitsubishi вывели в космос на носителе H-IIA в интересах правительства ОАЭ. Первым же был запущенный 29 октября 2018 г. KhalifaSat (другое название DubaiSat-3), ставший первый полностью изготовленный и испытанный в Лаборатории космических технологий MBRSC.
Старт также стал 45-м подряд успешным пуском ракет H-IIA и H-IIB. Таким образом общая надёжность обеих ракет достигла 98%. Правда, H-IIB, использовавшуюся в 2009-2020 гг. для запуска к МКС японских кораблей снабжения HTV (также «Конотори», こうのとり, яп. «Дальневосточный аист»), вывели из эксплуатации после выведения последнего космического «грузовика» – HTV-9 (21 мая 2020 г.). Дата запуска к международной станции следующего японского грузовика предварительно назначена на февраль 2022 г.
Однако, это будет уже не тот «Аист» - модификацию первой версии под названием HTV-X (с увеличенным объемом полезных грузов, возможностью стыковки со станцией в автоматическом режиме и другими новшествами) на околоземную орбиту будет выводить перспективный тяжелый японский носитель H-III (испытательный пуск состоится до марта 2021 г.). Он в скором времени заменит H-IIA и H-IIB.
Евгений Рыжков