Мы уже обсудили запуск экспериментальных спутников КНР, выполненный 30 мая на носителе CZ-11. Однако за пределами статьи остался вопрос о связи двух новых спутников семейства синьцзишу шиянь вэйсин (新技术试验卫星, сокращается как XJS, в переводе – спутник для испытаний новых технологий) с шестью аппаратами с таким же названием, запущенными ранее.

Два первых КА были выведены на орбиту 27 июня 2018 г. на ракете CZ-2C и были описаны – в той мере, которую позволяла опубликованная в Китае весьма скудная информация – в журнале «Новости космонавтики» №8, 2018. Следующие четыре стартовали 20 февраля 2020 г. на ракете CZ-2D, а еще два – 29/30 мая 2018 г. на ракете CZ-11. Низкое наклонение орбиты (35°) предопределило использование космодрома Сичан. Высоты начальных орбит во всех трех случаях были очень близкими – от 476 до 482 км. Описания и изображения спутников не публиковались, за исключением кадров низкого качества в компьютерной анимации процесса выведения.

Общее название и сходные параметры орбиты еще не гарантируют принадлежности спутников к одной и той же системе или группировке – в китайской практике имеются многочисленные примеры «творческого» использования имен для введения аналитиков в заблуждение. Убедительным доказательством общности всей восьмерки является их построение на орбите. Необходимо поставить определенные вопросы и дать на них ответы.

1. Находятся ли три группы спутников, запущенных на орбиты с одним и тем же наклонением 35°, в одной плоскости или в разных? Анализ орбитальной информации Космического командования США показывает: да, все три пуска были сделаны в очень близкие орбитальные плоскости, а небольшие углы между ними выбирают сами спутники в ходе орбитального маневрирования.

Плоскости орбит китайских КА XJS

На представленном графике показано положение восходящего узла плоскости орбиты каждого из объектов относительно условного «нуля» – плоскости, прецессирующей к западу со скоростью 6.34° в сутки. Изломы графика соответствуют моментам коррекций с изменением высоты орбиты, а следовательно, и скорости прецессии.

Условная средняя высота орбиты китайских КА XJS

Два первых КА, XJS-A и XJS-B, совершили такие маневры между 7 и 12 ноября 2019 г. Четыре спутника второй партии произвели их в течение недели с 16 по 23 мая 2019 г., в момент совпадения плоскостей. Они поднялись на 2.5 км, до текущей высоты полета первой пары, тем самым почти остановив взаимный дрейф плоскостей. Третья пара пока находится ниже остальных на 5 км и должна подняться примерно через два месяца, в конце августа 2020 г., когда их плоскость совместится с общей.

2. Совершают ли спутники групповой полет, или выстраиваются вдоль определенных позиций на общей орбите, или же мигрируют относительно друг друга случайным образом за счет немного различных периодов обращения, полученных после выведения? Понятно, что последний вариант отпадает, так как все аппараты маневрируют и изменяют высоту полета. Анализ показывает, что спутники XJS работают по первому варианту: два первых, XJS-A и XJS-B, разошлись вдоль орбиты на 9-10° и аккуратно выдерживают это расстояние, а вторая группа после маневров 16-23 мая встроилась между ними, ближе к XJS-A. Разумно предположить, что и последняя пара в августе проделает то же самое. Свободного места в составе группы еще много, так что не исключено, что третий запуск – не последний.

Текущее положение на орбитекитайских КА XJS-A ... XJS-F

В истории космонавтики есть пример такой орбитальной конструкции – так называемый «полуденный поезд» из американских, французских и японских аппаратов Aqua, Aura, Parasol, CloudSat, Calipso, GCOM-W1 и OCO-2. Все они имеют целью изучение Земли как планеты с особым вниманием к ее атмосфере, гидросфере и климату. Кстати, одно время в нее планировалось включить и китайский спутник «Таньсат» («Новости космонавтики» №2, 2017).

Разумеется, структурное сходство не означает дублирования задач – китайские спутники могут, например, вести съемку земной поверхности различными инструментами (камеры, спектрометры, гиперспектрометры и т.п.) со взаимной калибровкой аппаратуры.

Дата старта

Он же «Чуансинь-6» №01

XJS-H

NUDT

Обозначения:

DFH – Спутниковая компания «Хантянь Дунфанхун»

SAST – Шанхайская исследовательская академия космической техники

HIT – Харбинский технологический институт (политехнический университет)

ИИАМ – Инновационная исследовательская академия микроспутников Китайской АН

NUDT – Национальный университет оборонных технологий

Следует особо отметить, что восемь маневрирующих аппаратов рассматриваемой системы созданы пятью разными разработчиками (см. таблицу), и даже те из них, у кого «родитель» один, различны между собою. К примеру, из двух спутников SAST для одного (XJS-D) компания Leike при Пекинском технологическом институте создала новый тип аппаратуры бортовой обработки данных дистанционного зондирования Земли, но об участии во втором (XJS-C) она молчит…

О двух первых спутниках разработки DFH по-прежнему нет никакой конкретной информации, но в отношении третьего разработчик сообщил, что КА оснащен новым типом аппаратуры для наблюдения Земли.