Практикуемые в Сети рассуждения о цене места на корабле Crew Dragon компании SpaceX не имеют под собой никакой реальной основы. Нельзя же считать таковой анонс, сделанный Илоном Маском еще в мае 2012 года, – «160 млн $ за полет семиместного корабля при условии, что NASA будет заказывать как минимум четыре полета в год».
С тех пор выяснилось, что аэрокосмическому агентству США не нужны семь мест на корабле и тем более не нужны четыре полета в год. В реальности нужно лишь четыре места для четырех членов экипажа американского сегмента (и то в перспективе) и всего два полугодовых полета в год – один в исполнении SpaceX, второй силами Boeing.
Но ни в мае 2015 г., когда NASA объявило о первом заказе эксплуатационного полета у Boeing, ни в ноябре того же года, когда последовало объявление о первом заказе у SpaceX, стоимость услуг этих фирм не называлась.
История финансирования коммерческих кораблей США, как грузовых, так и пилотируемых, весьма запутана. В обосновании проекта бюджета на 2021 финансовый год NASA привело лишь самые общие сведения, а именно: к декабрю 2019 года агентство выделило примерно 19 млрд $ на программы коммерческой доставки экипажей и грузов, из которых 6 млрд $ было направлено на разработку соответствующих систем, а на 13 млрд $ агентство заказало услуг по доставке грузов и астронавтов.
Первая сумма включает государственное софинансирование проектов частных фирм на шести этапах их создания: COTS (Commercial Orbital Transportation System), CCDev Phase 1 и 2 (Commercial Crew Development), CCiCap (Commercial Crew Integrated Capability), CPC (Certification Products Contract) и CCtCap (Commercial Crew Transportation Capability).
Информация о запланированном и фактическом финансировании некоторых из этих этапов по состоянию на 30.09.2019 также была включена NASA в обоснование бюджета-2021 и сведена нами в таблицу. Данные на этап CPC публиковались ранее; речь идет об очень незначительных суммах — примерно по 10 млн $ для трех участников этапа CCiCap.
Вторая из названных сумм охватывает 31 успешный коммерческий полет грузовых кораблей Dragon и Cygnus на этапе CRS-1, заказанные полеты «грузовиков» этапа CRS-2, а также неизвестное количество пилотируемых полетов до МКС и обратно. Никакой расшифровки суммы в 13 млрд $ агентство не дает, но отмечает, что в пределах установленного максимума финансирования этапа CRS-2 может разместить заказы еще на 10 млрд $.
Наконец, агентство информирует, что из 19 млрд выделенных средств фактически к началу 2020 г. было перечислено исполнителям 14 млрд $.
Внимательный читатель спросит, как соотносятся между собой суммы последнего этапа в таблице и суммы, заявленные в пресс-релизе NASA от 16 сентября 2014 г. Тогда агентство назвало фирмы Boeing и SpaceX победителями конкурса на доставку американских астронавтов на МКС на создаваемых ими частных кораблях CST-100 Starliner и Dragon V2 (ныне Crew Dragon) и объявило о выдаче им контрактов этапа CCtCap с фиксированной суммой, которая могла составить максимально 4.2 млрд $ для Boeing и 2.6 млрд $ для SpaceX.
Что включали эти максимальные суммы? Из нарочито туманного изложения NASA следовало, что в объем контракта входят «по крайней мере один пилотируемый испытательный полет для каждой компании с по крайней мере одним астронавтом NASA на борту, чтобы подтвердить, что полностью интегрированная система из носителя и корабля способна к запуску, маневрированию на орбите и стыковке с космической станцией, а также чтобы удостоверить штатную работу всех систем. Когда испытательная программа каждой из компаний будет успешно завершена, и соответствующая система получит сертификацию NASA, каждый подрядчик выполнит по крайней мере два, и максимально шесть пилотируемых полетов на космическую станцию».
Сопоставляя определение «максимальный» в применении к суммам 4.2 и 2.6 млрд $ и это описание, можно полагать, что заявленные в сентябре 2014 г. максимальные величины контрактов включали один испытательный и шесть эксплуатационных пилотируемых полетов, и при уменьшении их количества были бы соответствующим образом уменьшены. В общем, опционы приплюсовали к основному контракту, чтобы труднее было вычислить «цену услуги» в виде доставки на МКС четырех астронавтов экипажа американского сегмента и возвращение их на Землю – штатное через полгода и аварийное в случае необходимости.
Приведенные же в таблице суммы по этапу CCtCap меньше максимальных потому, что, как пояснило NASA, они ограничиваются той частью контракта, что охватывает проектирование, изготовление, испытания и оценку создаваемых систем, с исключением пунктов, относящихся к пилотируемому испытательному полету после сертификации (т.н. Post Certification Mission) и специальным исследованиям. Ну и эксплуатационных полетов, коли на то пошло, хотя это и не оговаривается.
В проекте бюджета-2021 NASA поясняет, что софинансирование разработки коммерческих кораблей проводится через программу коммерческих экипажей (Commercial Crew Program) вплоть до выполнения подрядчиками первого испытательного полета после сертификации, то есть того самого (для SpaceX), что начался 30 мая 2020 г. Последующие полеты будут оплачиваться через общую с коммерческой доставкой грузов программу Crew and Cargo Program.
Увы, запрашиваемые NASA суммы по этим двум программам не проливают свет на вопрос о цене одного полета «Дракона» или «Старлайнера». Так, на программу коммерческих экипажей было запрошено 99.7 млн $ на 2021 ф.г. с дальнейшими ожидаемыми расходами по 63.2 млн в 2022 и 2023 ф.г. и по 64.6 млн в 2024 и 2025 ф.г. Трудно понять, почему программу нужно финансировать до 2025 ф.г. включительно, если учесть, что оба партнера NASA проведут первый испытательный полет до конца 2020 года, максимум в начале 2021 года.
И уж тем более непонятно, как вычленить два коммерческих пилотируемых полета из общей суммы по программе Crew and Cargo Program, – на нее планируется от 1700 до 1800 млн $ ежегодно.
Конечно, можно просто вычесть из максимального объема контракта по этапу CCtCap сумму, признаваемую NASA сегодня, и отнести всю разницу на семь пилотируемых полетов – получится 199 млн $ для SpaceX и 287 млн $ для Boeing. Или же подождать, когда NASA объявит фактическую стоимость услуг частных компаний по доставке экипажей.
Автор: Liss