Из Интервью Ольги Слабады для сетевого издания «Свободная Пресса».
Впервые за девять лет американские астронавты отправились на Международную космическую станцию не на российском «Союзе». В субботу, 30 мая Дуглас Хёрли и Роберт Бенкен стартовали к МКС с космодрома на мысе Канаверал на американском Crew Dragon компании SpaceX. В число их задач входила проверка системы ручного управления при сближении со станцией. Стыковка прошла успешно.
Кто-то (в том числе и основатель SpaceX Илон Маск) вспоминает шутку Дмитрия Рогозина про батут, с помощью которого глава Роскосмоса в 2014 году предлагал США отправлять своих астронавтов на МКС.
В самом же Роскосмосе делятся планами — грандиозными и разными. Дмитрий Рогозин в интервью говорит о том, что у России больше нет необходимости настолько сильно, как раньше сокращать свои экипажи.
< Насколько выполнимы эти планы, «Свободная Пресса» спросила у популяризатора космонавтики, космического конструктора, члена Северо-Западной организации Федерации космонавтики РФ Александра Хохлова.
Crew Dragon при подлёте к МКС (фото NASA)
«СП:» — Действительно ли, как говорят отдельные люди, Роскосмос — похоронен? Какое будущее теперь его ждёт? Какое будущее ждёт Россию в космосе?
— Нет, Роскосмос хоронить пока рано. Контрактные деньги за доставку иностранных партнёров на Международную космическую станцию были большим плюсом, на них в том числе модернизировался корабль «Союз», закупалось новое оборудование для производства кораблей. Из них сотрудники отрасли получали зарплату, премии, командировочные. Но всё равно основным заказчиком Роскосмоса является Россия через Федеральную космическую программу, утверждаемую раз в десять лет правительством, и ряд целевых программ, в том числе связанных с Министерством обороны.
Партнёрство Роскосмоса и NASA по программе МКС продлится, скорее всего, до 2030 года. Появление новых пилотируемых кораблей только повысит эффективность всей программы. Планируется обмениваться членами экипажей кораблей так, чтобы на случай каких-то форс-мажорных обстоятельств на сегменте был представитель стороны, которая его изготавливала — американской или российской. Станция стала настолько большой и сложной, что космонавты и астронавты, в основном, готовятся к работе на своей части, а о другой знают только азы, хотя в нулевых годах, когда она только строилась, изучали её полностью.
Говорить же на столь глобальную тему как будущее России в космосе очень сложно, в том числе из-за отсутствия внятной космической стратегии и постоянного невыполнения в срок запланированного в Федеральной космической программе.
«СП»: — Дмитрий Рогозин в интервью «Комсомольской правде» говорит, что теперь у нас появится возможность отправлять на станцию больше своих космонавтов. Потому что теперь не нужно резервировать столько мест для других космонавтов. Действительно это так? Будем пользоваться этой возможностью?
— Дмитрий Олегович лукавит. С 2009 по начало 2017 года из России на МКС летало четыре «Союза», на двух было два российских космонавта, на двух — по одному. То есть в сумме в год шесть космонавтов. По Федеральной космической программе до 2025 года заложено по два «Союза МС» в год. Даже если бы летали по три наших космонавта, было бы шесть человек в год. Разве это больше?
Но, конечно, есть нюансы. К примеру, сейчас в РКК «Энергия» им. С. П. Королёва изготавливается два корабля по коммерческим контрактам, то есть в 2021 и 2022 будет три «Союза» в год. В этих коммерческих кораблях только командир будет россиянином. Но даже в двух кораблях, создаваемых по ФКП, вряд ли будет три космонавта. Роскосмос планирует продавать места астронавтам третьих стран, как это было, например, в сентябре 2019 года, когда на МКС летал представитель ОАЭ Хаззаа Аль-Мансури.
И сейчас, в октябре, на нашем корабле полетят не только российские члены экипажа. На случай проблем с испытательным полётом корабля Crew Dragon или с задержкой первой штатной миссии с четырьмя астронавтами NASA заключило с Роскосмосом контракт на полёт американского астронавта Кэтлин Рубинс на российском корабле «Союз МС-17» в октябре 2020 года. За этот полёт агентство заплатит более $ 90,25 млн. Также в рамках контракта в течение 2,5 лет NASA дополнительно доставит на Международную космическую станцию 800 кг российских грузов на грузовых кораблях компаний SpaceX и Northrop Grumman. Это самая большая цена за «кресло в Союзе» за всю историю!
А своём интервью Дмитрий Рогозин ориентировался на ситуацию 2017−2019 годов, когда пять мест в российских «Союзах» Роскосмос отдал американцам за долг РКК «Энергия» перед корпорацией «Боинг» за космодром «Морской старт», долг равнялся примерно $ 330 млн. Странно, что он это не пояснил.
Члены экипажа МКС-63 после прибытия корабля Crew Dragon 31 мая 2020 года (фото Ивана Вагнера)
«СП»: — Вообще, какие-то плюсы есть от того, что наши корабли теперь не обязательное условие для того, чтобы попасть на МКС?
— Это повысит возможности по использованию станции в научных целях. Если с 2009 по 2020 год основной экипаж МКС состоял из шести человек, то теперь будет семь (так как на американских кораблях штатно будут доставляться четыре человека, а на наших три). Это повысит резервирование — мало ли что может случиться. Как я уже сказал, в будущем планируется обмениваться членами экипажей кораблей.
«СП»: — В «Твиттере» Владимир Устименко написал, что Роскосмос уже в этом году проведёт испытания двух новых ракет, а в следующем — возобновит лунную программу. Что значат слова про возобновление Лунной программы? Что именно возобновят и насколько серьёзно?
— Речь, скорее всего, шла о продолжении лётных испытаний ракет «Ангара 1.2» и «Ангара-А5» на космодроме «Плесецк». Эти испытания вообще-то должны были быть в прошлом году, а первый раз летали в 2014 году, после чего наступил долгий перерыв.
Под лунной программой очевидно подразумевается первый после очень долгого ожидания, почти в 30 лет, российский межпланетный полёт станции «Луна-25».
«Луна-25»
Эта автоматическая межпланетная станция, известная ранее также под названием «Луна-Глоб», по существующим планам должна стартовать 1 октября 2021 года и через несколько дней мягко сесть в районе кратера Богуславского (южная полярная область Луны).
Фактически Россия должна заново научиться прилуняться, предыдущее поколение специалистов уже покинуло этот мир или люди ушли на пенсию. По первоначальным планам этот аппарат должен был сесть на Луну в районе 2014 года и в проекте принимала участие Индия.
«СП»: — Будет ли ещё мир пользоваться нашими «Союзами»? Как долго
— Минимум до 2030 года, пока существует программа Международной космической станции, «Союзы» будут летать. Дальше что-то прогнозировать невозможно. К тому времени будет создано большое количество новых пилотируемых кораблей (США, Китай и Индия)
«СП»: — Какие у Роскосмоса и у России в целом есть значимые для мировой космонавтики проекты?
— В данный момент это астрофизическая космическая обсерватория «Спектр-РГ», которая сейчас находится в районе точки Лагранжа L2 системы Солнце — Земля и биологический спутник «Бион-М» (№ 2), который планируется запустить в космос в 2023 году. И, конечно, участие в программе Международной космической станции — без России этот значимый для всего мира проект не был бы возможен.
Состав МКС после прибытия Crew Dragon
«СП»: — Для мировой космонавтики была ли разница: победит Boeing или SpaceX?
— Нет, их гонка не более чем престиж конкретной компании. В общем-то не важно было, кто из них полетит первым с людьми. Важно, чтобы обе компании приступили к штатной эксплуатации своих кораблей для доставки экипажей на МКС, а затем и к работе с частными заказчиками.
К примеру, в ближайшем будущем Crew Dragon будет использоваться не только для доставки астронавтов NASA и их партнеров, но и для частных заказчиков. NASA выдало разрешение компании Axiom Space на создание коммерческого сегмента МКС из трёх модулей. Доставлять частных астронавтов для Axiom Space будут корабли SpaceX.
Экипаж первого штатного корабля Crew Dragon (обозначение Crew-1) проходит подготовку.
В чёрном шлеме японский астронавт Сёити Ногути (Soichi Noguchi). На фото два из четырёх членов экипажа.
По материалам статьи А. Хохлова: https://alien3.livejournal.com/2782165.html