Из архива «Новостей космонавтики» неопубликованное интервью с Коптевым 2015 года, которого только что назначили председателем НТС Роскосмоса, где он рассказывает о плачевном составе группировки, о стоимости лунной программе, о рекомендации НТС не тратит 700 млрд руб на супер-тяжелую ракету


12 марта под председательством Ю.Н.Коптева состоялось очередное заседание Научно-технического совета Роскосмоса, на котором обсуждались технические предложения по проектам будущих пилотируемых полетов и перспективных средств выведения. На НТС были рассмотрены аванпроекты РКК “Энергия” имени С.П.Королёва, РКЦ “Прогресс” и ГРЦ имени В.П.Макеева по разработке и созданию средств выведения сверхтяжелого класса для обеспечения российской пилотируемой программы по использованию и освоению Луны, а также обсудили вопросы создания и дооборудования объектов космической инфраструктуры космодрома “Восточный” для обеспечения пусков этих ракет-носителей.

НТС, учитывая реальные возможности государственного финансирования проектов Федеральной космической программы 2016-25 и Федеральной целевой программы развития космодромов, а также необходимость приоритетного развития российских орбитальных группировок космических аппаратов научного, социально-экономического и двойного назначения, принял следующие решения:

— рекомендовать ГКНПЦ имени М.В.Хруничева совместно с РКК “Энергия” разработать аванпроект РН “Ангара-А5В” с возможной адаптацией с перспективными транспортными и пилотируемыми кораблями и другими полезными нагрузками для осуществления полетов в окололунное пространство и на поверхность Луны. Материалы должны быть представлены в Межведомственную комиссию для выдачи заключения;

— рекомендовать Роскосмосу рассмотреть возможность включения в проект ФКП 2016-25 года работы по созданию ракетных двигателей на сжиженном природном газе для применения в новых космических комплексах, в том числе – с многоразовой ракетой-носителем сверхлегкого класса;

— рекомендовать Роскосмосу рассмотреть возможности государственного финансирования предприятий РКП для научно-технического задела, перспективных технологий основных систем и агрегатов для создания космического ракетного комплекса с ракетой-носителем сверхтяжелого класса для исследования Луны, Марса и других планет Солнечной системы;

— рекомендовать по программе разработки ракеты-носителя сверхтяжелого класса основные усилия в период 2016-2020 гг. сосредоточить на создании научно-технического задела, новых технологий, систем и агрегатов.

24 марта председатель Научно-технического совета Роскосмоса Юрий Николаевич Коптев провел первую пресс-конференцию в этой должности на которой разъяснил рекомендации НТС

Наша справка: Юрий Николаевич Коптев, 1940 года рождения, работает в ракетно-космической отрасли с 1964 года. Занимал различные должности и посты в НПО им.С.Лавочкина, Министерстве общего машиностроения от инженера до заместителя министра. В 1991-92 г – вице-президент корпорации «Рособщемаш». С 1992 по 2004 возглавлял Российское космическое агентство (с 1999 Российское авиационно-космическое агентство). 

Ю.Н. Коптев2004—2008 — директор Департамента оборонно-промышленного комплекса Министерства промышленности и энергетики РФ. В ноябре 2004 года избран председателем совета директоров ОАО «Корпорация «Аэрокосмическое оборудование». С мая 2008 года работает в Государственной корпорации «Ростехнологии» (с 23 июля 2014 года — «Ростех»). В настоящее время — председатель Научно-технического совета (НТС) «Ростеха». С 2014 г — председатель НТС ОРКК, а с 2015 г – председатель НТС Роскосмоса. Член Межведомственной экспертной комиссии по космосу.

            Действительный государственный советник Российской Федерации 1 класса. Награжден орденами «За заслуги перед Отечеством» II и III степеней, Почета (РФ), орденами Ленина, Октябрьской Революции, Трудового Красного Знамени и медалями (СССР), а так же является Кавалером Ордена Почетного легиона (Франция). Лауреат Государственных премий СССР и РФ.

   О структуре и функциях НТС.

         Юрий Николаевич разъяснил, что на НТС Роскосмоса, куда входят многие специалисты НТС ОРКК, должны обсуждаться и формироваться планы развития космической отрасли, затем эти планы должны быть рассмотрены руководством Роскосмоса и после согласования в заинтересованных ведомствах и утверждения председателем правительства они лягут в основу документов, которыми будем руководствоваться ближайшие десять лет, то есть Федеральной космической программы 2016-25 г. (ФКП16-25).

   Общее состояние финансирования отрасли

Юрий Коптев рассказал, что в связи со сложившимися экономико-политическими обстоятельствами в стране идет секвестирование бюджетов различных министерств и ведомств. Не избежал секвестирования и гособоронзаказ. Ожидается, что и бюджет Роскосмоса в рамках реализации ФКП2016-25 тоже подвергнется секвестру процентов на 10%. Он отметил, что нынешний проект ФКП существенно отличается от того, который был разработан в прошлом году, согласован с заинтересованными сторонами и отправлен на утверждение в правительство. И это связано прежде всего не с секвестированием, а с ценой денег, которая за последние пол года существенно изменилась. Финансирование 2015 года реально сократилось на 10%. Удорожание практически по каждому проекту оценивается примерно на 27%. /Если принять состояние группировки на 2025 г, заложенное в прежней ФКП, то сейчас по ретрансляторам у ас в наличии 25% от необходимой группировки, по персональной и фиксированной связи 2,7%, по ДЗЗ менее 25%. Не лучшее состояние и других народно-хозяйственных группировок с учетом, что на многих КА работает не вся аппаратура. На сегодняшний день, по словам Ю.Н.Коптева, Россия имеет только 24 спутника связи, четыре аппарата ДЗЗ, два метеоспутника и два научных аппарата.

И при таком состоянии более 50% бюджета должно было уйти на пилотируемую программу в которой около 700 млрд руб – тяжелый носитель. Это недопустимо.

Согласно предложениям НТС, сделанным по новой ФКП, Россия к 2020 году должна запустить на орбиту несколько десятков КА и будет располагать более чем 70 спутниками хозяйственного и научного назначения, 42 аппарата связи и телетрансляции, 10 КА ДЗЗ, 11 метеоспутников и 9 аппаратов для фундаментальных научных исследований.

«В рамках новой программы ФКП 2016-25 годы ближайшие проекты максимально сохранены», — подчеркнул Коптев.

О МКС и российской орбитальной станции

Что касается пилотируемой программы, то в сегодняшних условиях НТС предложила участвовать в МКС до 2024 года и дооснастить российский сегмент еще тремя модулями. «Они делаются таким образом, что если мы придем к решению, что нецелесообразно работать по МКС после 2024 года, они могут быть использованы для создания «российского форпоста» в космосе», — сказал Коптев. По его словам, в качестве такого «форпоста» как может быть рассмотрена как высокоширотная станция, о которой говорилось раньше, так и другие типы космических баз.

Юрий Николаевич отметил, что сейчас работа на МКС для россиян экономически выгодно т.к. «… за весь период работ по МКС наши вклады в деньгах составили 10%, а используем мы 30 % ресурсов».

 «Есть сегодня предложения со стороны американских коллег самого предварительного плана: «Давайте заодно посмотрим 2027 год». Детально эти предложения пока никто не прорабатывал. И до 2024 года столько неопределенностей, и технических, и политических», — сказал Ю.Н.Коптев.

В связи с тем, что с 2018 года начнут регулярные рейсы на МКС новые америанские пилотируемые корабли, на наших «Союза» будут высвобождаться места, а в РКК «Энергия» производственные мощности для произваодства «Союзов». Поэтому Роскосмос предполагает вернуться к коммерческим коротким, а возможно и полугодовым полетам на российском сегменте непрофессиональных туристов. «Есть пожелания, которые, возможно, превратятся в директиву в адрес РКК «Энергия», рассмотреть вопрос снижения бюджетной нагрузки с тем, чтобы рассмотреть вопросы коммерциализации ресурсов станции, то есть, может быть, даже пойти на продажу не только короткой, но и длинной экспедиции за счет уменьшения нашего присутствия», — сказал Коптев. По его словам, России нам необходимо на МКС как минимум один космонавт, а у нас всего по квоте на станции могут находиться три россиянина. «Но пока желающих купить такой полет не просматривается», — признал Юрий Николаевич, — Скорее всего, это связано с дороговизной полета».

О полетах на Луну

ФКП2016-25 непосредственных полетов на Луну или ее орбиту не предусматривает, дал понять Юрий Коптев. Тем не менее, эта тема не закрыта и прорабатываются разные возможные варианты. Наиболее предпочтительный по стоимости и надежности вариант двухпусковой, предложенный РКК «Энергия». На одной РН типа «Ангара-А5В» грузоподъемностью 34-37 т будет выводиться лунный корабль и разгонный блок, при втором пуске корабль с экипажем и тоже разгонный блок. После их стыковки связка или только лунный комплекс стартует к Луне. Но это один из предлагаемых вариантов и очень сырой. Не решены вопросы возможности кратковременного дросселирования двигателей 2 ступени, не продумана инфраструктура пусковой системы.

Такой упрощенный лунный проект предполагает использование двух ракет «Ангара А-5В» грузоподьемностью на низкую орбиту порядка 35 т. 

О модификациях «Ангары» и сверх-тяжелой ракете-носителе

В настоящее время «Ангара А5», стартующая с Плесецка не обеспечивает все нужды Минобороны РФ по выведению тяжелых военных спутников на орбиту, заявил Юрий Коптев. «Есть ряд проектов в интересах Минобороны, где мы не обеспечиваем выведение на целевую орбиту полезной нагрузки, и нам приходится некоторую целевую аппаратуру снимать».

Коптев рассказал, что НТС рассматрел аван-проекты ракеты большой грузоподъемности, представленный ГРЦ «Прогресс», РКК «Энергия» и ГКНПЦ им.Хруничева. Наиболее эфективной было признано предложение «Энергии», использующее наработку по одноименной РН 80-х годов, в том числе и наиболее наноемких двигателй РД-171, а как же возобновление в Вооронеже прооизводство водородных двигателей РД-0120. Но по стоимости этот проект оказался слишком дорогим и НТС рекомендовпало испльзовать предложения Ценнтра Хруничева по модификации РН «Ангара-А5». В настоящее время эта двухступенчатая РН использует в качестве разгонного блока «Бриз-М». Проект предполагает в следующей модификации «Ангара-А5Б» использовать в качестве разгонного блока кислородно-водородный разгонный блок (КВРБ), что позволит вместо 3.5 тонн, вытаскивать с Плесецка не геопереходную орбиту 7 тонн. Но и этого мало. Разработка кислородно-водородной третьей ступени (вариант «Ангара-А5В» позволит выводить на низкую орбиту 35-37 т, а на геопереходную орбиту уже 12-12.5 т.

С учетом сказанного совершенствование «Ангары» идет по четырем направлениям. «Первое — это доводка сегодняшней «Ангары», там есть еще, над чем поработать. Второе — это проект «Амур» — приспособление «Ангары» для пусков с космодрома Восточный. Третье — доработка ее двухступенчатого варианта для запусков нового пилотируемого корабля. Четвертое — запланированный к 2022 году выход на разработку тяжелой версии «Ангары-А5В» грузоподъемностью 34-35 тонн и создание второго пускового стола на Восточном».

Юрий Коптев оценил стоимость создания модификации РН «Ангара-А5В», примерно в 37 млрд рублей. Это, по мнению НТС наиболее экономичный и эффективный путь.

По расчетам, стоимость создания сверхтяжелой ракеты грузоподъемностью 70-80 тонн может составить 700 млрд рублей (сравните с 37 млдр руб). Для ее запуска потребуется отдельный сециальный стартовый комплекс, а для изготовления ступеней придется строить на Восточном целые заводы. Более того, в ближайшие 10 лет не просматривается для такой ракеты-носителя полезная нагрузка. Тем не менее, мы от сверх-тяжелой РН не отказываемся и предлагаем в ФЦП выстроить график финансирования создания научно-технического задела для создания такой ракеты до 2028 года с использованием новых технологий. Так, например, может быть разработан двигатель для сверхтяжелой ракеты, где в качестве горючего будет использован сжиженный природный газ.

Распространяемый в СМИ «факт» о том, что стоимость «Ангары-А5», полетевшей в декабре составляла 160 млдр. руб – в корне не верна. Эта сумма включает не только все капиталовложения в эту программу начиная с 2004 года, но и создание второго стартового комплекса на Плесечке, а так же Кисловродно-водородного разгонного блока и всей наземной инфраструктуры для него. На самолм деле стоимость той «Ангары» была всего в два раза дороже «Протона-М». Но ведь это первй экспериментальный образец. Когда технология выпуска наладится и УРМ-1 будет выпускаться серийно большими партиями, то стоимость изготовления резко упадет и будет вполне конкурентоспособна.

Поэтому слух о том, что «Ангара» — бесперспективная РН – не соответствует действительности. Есть проект центральный блок «Ангары» (2-я ступень) сделать кислородно-водородным. Это не потребует слишком больших затрат, ведь вся наземная инфраструктура по заправки КВРБ и кислородно-водородной 3-й ступени к тому времени будут уже созданы и отлажены. Зато такая модификация может дать 50 т на низкую орбиту. Так что перспективы есть, считает Коптев

 

24 марта комиссия Роскосмоса под председательством И.Комарова приняла решение назначить Андрея Калиновского генеральным директором Центра Хруничева. Принимая поздравления от «Новостей космонавтики» Калиновский ответил на вопрос о перспективе комплекса «Морской стапрт». Он сказал, что ЦХ заинтересован в использовании модификации ракеты «Ангара-А3» средней грузоподъемности для пусков с «Морского старта» с экватора.

 

В заключение Юрий Николаевич сказал, что Роскосмос должен сформировать ФКП2016-25 и отдать ее на согласование до 10 июня этого года.

И.Маринин «Новости космонавтики»