Увы, успех технической системы не всегда зависит только от ее совершенства. И печальная история ракеты-носителя «Зенит» наглядно показывает, как отличная с технической стороны ракета вместо блестящей карьеры и ярких достижений оказалась в ситуации, когда приходится просто выживать. 26 декабря стартует последний из уже изготовленных «Зенитов», и, даже несмотря на новости этого года, он может оказаться последним в истории этой ракеты-носителя.полетом, но правильнее назвать ее единственным примером космической почты.
Пробуждение силы
Второй шанс «Зениту» дала идея плавучего космодрома «Морской старт». И снова перспективы были блестящими. Основные космические деньги сконцентрированы на геостационарной орбите — там расположены телекоммуникационные спутники, продающие услуги спутникового телевидения, интернета, радио и телефонной связи. И выводить их на геостационарную орбиту выгоднее всего с экватора. Дело в том, что начальное наклонение орбиты запускаемого спутника не может быть меньше широты космодрома, и это наклонение нужно обнулить для того, чтобы оказаться на геостационарной орбите. При пуске с Байконура необходимо избавиться от 51,6° начального наклонения, и на это расходуется драгоценное топливо. Еще есть фактор вращения Земли, но по сравнению с Байконуром экватор дает прирост всего в 172 метра в секунду, на фоне затрат на изменение наклонения это скорее приятный бонус. Выгода от пуска с экватора настолько велика, что одна и та же модификация ракеты «Зенит» может вывести на геопереходную орбиту с Байконура 3,6 т, а при пуске с экватора — 6,1 т.
В начале 2015 года появлялись новости о возможной адаптации к «Морскому старту» ракеты «Ангара». Модификация «Ангара А-5» смогла бы выводить с экватора примерно в полтора раза больше, чем «Зенит», но потребовалась бы серьезная переделка стартовой платформы. В принципе, старт «Ангары» в Плесецке был переделан из недостроенного старта под «Зенит», но подобные работы — это деньги и время, которых, очевидно, не было. Тем более, что в России инициативная разработка РКЦ «Прогресс» под названием «Союз-5», которая изначально проектировалась как ракета на природном газе и кислороде, наложилась на запланированную в Федеральной космической программе тему «Феникс», по которой собирались создать РН среднего класса грузоподъемностью 9 тонн. В 2017 году выяснилось, что результатом такого скрещивания стал полностью российский аналог «Зенита». Его точные характеристики пока не объявлены, но есть информация, что он сможет выводить на орбиту до 17 тонн, на три больше, чем двухступенчатый вариант «Зенита». «Союз-5» появится нескоро, но уже является конкурентом «Зенита», и летом 2017 появилась новость о том, что «Морской старт» переделают под него. Но не тут то было — за месяц до этого купившая в конце 2016 «Морской старт» компания S7 объявила о возобновлении производства «Зенитов» на украинском «Южмаше». Возникла коллизия — российские двигатели не поставлялись туда с 2014 года, и делать исключение для S7 Роскосмос не планировал. Но к октябрю S7 сделали финт ушами — двигатели будут поставлять в США и производить окончательную сборку уже там. Несмотря на то, что новые запуски с «Морского старта» обещают уже в 2019 году, уверенности в этом нет. Прежде всего, неизвестно, удалось ли «Южмашу» сохранить людей и оборудование для производства ракеты-носителя в условиях экономических проблем. Руководство предприятия, про трудности которого регулярно появляются новости в украинских СМИ, может обещать произвести сколько угодно ракет, заводу терять нечего. Но смогут ли они обеспечить сроки и, главное, качество производимых компонентов? Далее, «Морской старт» стоит примерно $30 миллионов в год, хватит ли у S7 Group денег на поддержание инфраструктуры до начала пусков? Ну и самая простая и страшная проблема — удастся ли «Морскому старту» найти клиентов и конкурировать в трудных современных условиях, если редкий год у него был прибыльным даже десять лет назад, когда Илон Маск только начинал? Редакция Сайта благодарит автора, Филиппа Терехова за разрешение опубликовать на сайте НК данную статью
К концу 1988 года было запущено 13 ракет «Зенит» (из них три аварийно), и еще восемь блоков успешно слетали в двух пусках ракеты «Энергия». С технической точки зрения все было прекрасно. Двигатель РД-170/171 стал мировым рекордсменом по тяге (740 т на уровне моря), а в ракете реализовали или собирались применить решения на острие технического прогресса. Процесс подготовки к пуску был максимально автоматизирован от предполетных тестов в монтажно-испытательном комплексе до установки ракеты в стартовое сооружение, проверок там и пуска. Это позволяло быстро и эффективно готовить ракету к старту. В варианте для «Энергии» первую ступень собирались мягко приземлять и использовать повторно. Размерность «Зенита» была выбрана очень удачно — почти 14 тонн на низкую орбиту удобно превосходили 7 тонн «Союза», а в стартовом комплексе был специально создан задел на более тяжелые модификации. Сначала «Зенит» запускал только спутники «Целина-2», но на космодроме «Плесецк» начали строить еще один стартовый комплекс, и «Зенит» вполне мог стать универсальной советской ракетой среднего класса. Под него даже начали разрабатывать новый пилотируемый корабль «Заря», тоже опережающий время, многоразовый и с ракетной посадкой. Повторное использование ступеней, модульная сверхтяжелая ракета, корабль с ракетной посадкой — успехи SpaceX сравнивали бы с советскими достижениями двадцатилетней давности. Но вся эта красота рухнула вместе с СССР. Технический прогресс — хрупкая штука, а в условиях политических и экономических потрясений начинается деградация. В 1990-92 годах произошли три подряд аварии «Зенита», и есть мнение, что они прямо связаны с утечкой кадров и нестабильностью производства. Предприятия оборонной и космической отраслей начинали в лучшем случае производить кухонные комбайны и мотороллеры, а в худшем — прекращали свое существование, и вместо блестящих перспектив «Зенит» оказался разорван между теперь независимыми странами (70%, включая двигатели делала Россия, остальное — Украина), и его новой задачей стало выживание.Новая надежда
Последние ракеты
Блог Филиппа Терехова https://lozga.livejournal.com/