7 февраля 2026 г. около 11:58 пекинского времени (03:58 UTC) с пусковой установки №91 Центра космических запусков Цзюцюань был выполнен пуск ракеты «Чанчжэн-2F» (CZ-2F №T6) с экспериментальным космическим аппаратом многократного использования первого типа (一型可重复使用试验航天器, и син кэ чунфу шиюн шиянь хантяньци). Аппарат был успешно выведен на орбиту с параметрами:
- наклонение – 49.99°;
- минимальная высота – 344.9 км;
- максимальная высота – 590.9 км;
- период обращения – 93.95 мин.
В американском космическом каталоге аппарат получил номер 67689 и международное обозначение 2026-024A. Последняя ступень носителя была найдена на орбите высотой 345.0×589.0 км. Кроме того, зарегистрированы два операционных фрагмента.

Этим снимком пытаются иллюстрировать состоявшийся пуск, хотя это кадр из вывоза РН с КА «Тяньгун-1» в сентябре 2011 г.
Это был четвертый старт китайского многоразового орбитального аппарата. Как и в предыдущих случаях (см. таблицу), официальное агентство Синьхуа не дало времени старта – оно оценено приближенно путем обратного прогноза движения КА на первом витке.
| Дата и время старта, UTC |
Начальная орбита | Продолжитель-ность полета, сут | Дата посадки |
| 50.2°, 336×343 км | 2 |
2020.09.06 |
|
| 50.0°, 346×593 км | 276 |
2023.05.08 |
|
| 50.0°, 333×348 км | 268 |
2024.09.06 |
|
| 50.0°, 345×591 км | … |
… |
Единственным анонсом необычного старта стали опубликованные 2 февраля уведомления о закрытии для полетов районов падения по трассе полета с Цзюцюаня в юго-восточном направлении на 7 февраля с 03:48 до 04:07 UTC. Близость их к заявлявшимся в сентябре 2020, августе 2022 и декабре 2023 г. позволила с уверенностью спрогнозировать тип носителя и характер полезного груза.
Сообщение Синьхуа было выпущено в 12:40 пекинского времени, менее чем через час после старта, и состояло ровно из двух предложений. В первом фиксировался факт запуска с Цзюцюаня многоразового экспериментального космического аппарата, во втором говорилось, что он будет использован «для тестирования технологий многоразовых космических аппаратов, предоставляя техническую поддержку для мирного освоения космического пространства». В отличие от текстов, опубликованных по случаю трех первых запусков, сообщение не содержало фразы о том, что экспериментальный аппарат будет находиться на орбите в течение некоторого времени, после чего вернется в запланированное место посадки в Китае. Означает ли это, что уже решено умолчать о посадке, когда она все-таки произойдет?
Удивительная, на самом деле, ситуация! Ракета CZ-2F была создана для запуска пилотируемых космических кораблей «Шэньчжоу» и является предметом гордости всей страны; ее вывоз на старт и пуск всякий раз освещался в самой полной степени и снимался со всех возможных ракурсов. Затем носитель приспособили для выведения на орбиту орбитальных лабораторий «Тяньгун-1» и «Тяньгун-2», разработав новый надкалиберный обтекатель без башенки системы аварийного спасения. Опять же два первых изделия типа CZ-2F/T, запущенные в рамках пилотируемой программы КНР, демонстрировались публике без всяких ограничений. А потом ракета обрела еще одного заказчика – и с третьего раза как отрезало: фотографировать изделие нельзя ни на старте, ни в полете, и даже время пуска называть запрещено!

Только такое изображение космоплана не беспокоит китайскую цензуру
В общем, по степени неоправданной секретности эта программа держит в КНР уверенное второе место, уступая лишь двум необъявленным пускам CZ-2C в 2021 и 2022 гг. с выходом на орбиту и возвращением после первого витка гиперзвукового аппарата на территорию Китая. Местные авторы уже не первый раз с нескрываемой иронией воспроизводят шуточный рисунок фанерного шаттла из прямоугольных панелей, «материалом» для которых послужил стенд на полигоне Цзюцюань со словами: «Крадущий секреты будет пойман, пойманный же обезглавлен».

Предупреждение для любителей болтать языком
Самое же смешное, что после второго запуска в августе 2022 г. были открыто опубликованы фотографии створки головного обтекателя на месте падения и на школьной (!) выставке с двумя характерными выступами для негабаритных элементов полезного груза.

Створка обтекателя на месте падения
Мысленно добавив вторую створку, эксперты заключили, что китайский экспериментальный аппарат, для краткости – космоплан, повторяет контуры и размеры американского прототипа по имени X-37B. Последний имеет размах крыла 4.55 м, но американцы размещают его под обтекателем диаметром 5.2 м и горя не знают. А вот у китайского носителя CZ-2F/T обтекатель имеет диаметр 4.2 м, что и вынуждает делать выступы для двух консолей крыла и двух законцовок V-образного киля китайской версии X-37B – а заодно и секретить снимки ракеты на старте.

Та же створка на выставке

Реконструкция РН CZ-2F/T для запуска экспериментального КА
Некоторое время именно эти фотографии обгоревшей створки были наиболее серьезным аргументом в пользу сходства китайского шиянь хантяньци и американского X-37B. Снимки предполагаемого китайского космоплана на шестикилометровой посадочной полосе в Синьцзян-Уйгурском автономном районе, вблизи озера Лоб-Нор, с координатами 40.78°с.ш., 89.27°в.д., сделанные западными спутниками наблюдения, были недостаточно детальны для обоснованных выводов о его форме.

«Наше боевое пространство». Кадр из презентации КВ США
Однако в ноябре 2024 г. в Сети всплыла фотография с презентации «арсенала средств» Космических войск США, где среди прочих элементов фигурировал сделанный спутником компании Maxar снимок крылатого китайского аппарата с раскрытыми створками грузового отсека.

Изображение китайского космоплана с этой страницы презентации
Известный моделист Джузеппе ди Кьяра (Giuseppe di Chiara) сделал сопоставительный чертеж двух орбитальных многоразовых беспилотников, из которого видно как общее сходство в размерах и пропорциях, так и некоторые различия. Так, китайский вариант с условным наименованием «Шэньлун» (Shenlong) имеет крыло большей площади с иной формой передней кромки, а его отделяемый орбитальный отсек больше по размерам, чем у американца, и оснащен солнечными батареями.

Китайский и американский космопланы в версии Джузеппе ди Кьяры
Остается сопоставить явленную нам конструкцию китайского аппарата и информацию о его поведении, отраженную в американских орбитальных данных. Но сначала отметим, что все пуски CZ-2F всех версий сопровождаются появлением на орбите шести характерных объектов – полезного груза (объект A), второй ступени РН (объект B) и четырех операционных фрагментов (объекты C..F). Последние представляют собой заглушки РДТТ торможения ступени, которые в момент выхода на орбиту выбрасываются в направлении «вперед» с большими относительными скоростями и получают апогей на 200-300 км выше, чем у ступени. Нас же будет интересовать поведение самого космоплана и дополнительных объектов сверх перечисленных выше.
В первую очередь бросается в глаза использование двух вариантов начальной орбиты: в первом и третьем случае она круговая высотой около 340 км, во втором и четвертом – эллиптическая высотой примерно 345×590 км. Почему так – непонятно, тем более что во всех полетах, кроме первого, аппарат через два-три месяца после старта поднимался на круговую орбиту высотой около 600 км. Да, других китайских спутников на таких орбитах крайне мало, а сближение с ними в прошлом исключено из-за разной ориентации плоскостей орбит.
Отличие наклонения в первом пуске (50.2°) от последующих (50.0°), вероятно, обусловлено расчетной баллистикой спуска после двухсуточного испытательного полета без маневров и коррекций.
Этот первый полет сопровождался появлением одного дополнительного объекта (2020-063G = 46395) на высоте 340 км. Учитывая время обнаружения (в день приземления КА), приписанную ему в американском каталоге размерную характеристику Large и долгое время баллистического существования (более 15 месяцев), логично считать его сброшенным перед спуском орбитальным отсеком.
По окончании второго и третьего полета подобных объектов не наблюдалось. Можно предположить, что в штатном варианте завершения миссии космоплан тормозится вместе с орбитальным отсеком, а точнее, за его счет, и отделяется лишь перед входом в атмосферу.
Второй запуск был отмечен появлением в день старта двух дополнительных объектов. Один, с обозначением 2022-093G = 53363, был найден на одной орбите с КА и ступенью, но очень быстро снижался и был потерян всего через месяц на орбите 271×357км. Второй, 2022-093H = 53364, был заброшен неведомым образом на орбиту 490×644 км и пассивно существует по сей день, хотя и снизился за три с половиной года до 450×555 км.

Взаимное маневрирование с объектом 2022-093J
Изюминкой второго полета был объект 2022-093J = 54218 размерного класса Medium, появившийся 31 октября 2022 г. уже после подъема космоплана на орбиту 579×608 км, и пропавший 29 марта 2023 г. Нет сомнений в том, что это был активный маневрирующий субспутник, который был выведен в самостоятельный полет с борта основного КА и по окончании совместного полета вновь взят на борт. В течение октября–декабря 2022 г. и февраля–марта 2023 г. космоплан и субспутник неоднократно выполняли маневры расхождения и сближения.

Сброс и повторное сближение с объектом 2023-195G в мае-июне 2024 г.
Третий полет был отмечен появлением двух дополнительных объектов. Первый из них 2023-195G = 59844 размерного класса Medium был отделен 25 мая 2024 г. и служил мишенью для повторной встречи 6 июня 2024 г., но самостоятельных маневров не совершал. Второй 2023-195H = 62721 был внесен в каталог 17 января 2025 г., то есть спустя четыре с половиной месяца после посадки космоплана, с текущей высотой 580×585 км. Судя по темпу снижения, этот объект мог отделиться от основного КА в конце июня 2024 г. В каталоге ему приписан размерный класс Large, что вызывает естественный вопрос: а почему тогда объект H на протяжении семи месяцев (!) никто не видел?
Опять же скорость естественного торможения в атмосфере у него намного выше, чем у объекта G, хотя должно быть наоборот: более крупные объекты обычно и более тяжелы, они хуже тормозятся и снижаются медленнее. Примирить эти противоречия можно, если предположить, что объект H представляет собой легкую раскрываемую конструкцию с большой радиоотражающей поверхностью, что-нибудь вроде зонтичной антенны…
Добавим для полноты, что сообщение Синьхуа о четвертом запуске китайского космоплана воспроизвела Китайская исследовательская академия космической техники CAST, но не стала повторять Шанхайская исследовательская академия космической техники SAST. После окончания третьего полета ситуация была обратной: SAST перепечатала, хотя и с недельной задержкой, сообщение Синьхуа о посадке, а CAST – проигнорировала. Какие-либо обоснованные выводы сделать из этого трудно, но можно предположить, что сферой ответственности SAST в проекте является орбитальный отсек с его двигательной установкой, и пока он не использован, обозначать свою роль незачем.
Это был 743-й китайский космический пуск, 630-й для носителей семейства «Великий поход», 28-й для CZ-2F всех модификаций и 6-й для CZ-2F/T.
Автор: Liss



