13 января 2026 г. в 22:16 по пекинскому времени (14:16 UTC) с пусковой установки №9A Центра космических запусков Тайюань был осуществлен пуск РН «Чанчжэн-6A» (CZ-6A №Y27) со спутником наблюдения Земли «Яогань-50» №01 (遥感五十号01星, Yaogan 50 01, YG-50 01). Аппарат был выведен на орбиту с параметрами:

  • наклонение – 142.00°;
  • минимальная высота – 701.8 км;
  • максимальная высота – 944.4 км;
  • период обращения – 101.36 мин.

Пуск РН CZ-6A с Тайюаня 13 января 2026 г.

В американский каталог космических объектов он был внесен под номером 67433 и с международным обозначением 2026-006A. Ракетная ступень получила следующие по порядку обозначения.

Красный экран успешного старта

Предупреждение о предстоящем старте в форме NOTAM на район падения четырех ускорителей РН CZ-6A опубликовано было. Однако закрываемая зона располагалась на расстоянии 350 км почти на запад от Тайюаня, по азимуту 255°, и была ошибочно интерпретирована как указание на пуск боевой ракеты. Как следствие, сообщение Синьхуа о старте стало полной неожиданностью.

Оказывается, это был орбитальный пуск

Не меньшим сюрпризом оказались и параметры орбиты объекта, вполне соответствующие необычному азимуту пуска. Китай никогда не запускал спутники на орбиты с большим обратным наклонением, да и в мировой практике их число крайне невелико. Американские военно-экспериментальные аппараты серии OV1, запускавшиеся в 1960-е годы на «Атласах» по трассе в сторону полигона Кваждалейн и выходившие на орбиты наклонением 144°–145°. Израильские спутники-разведчики, вынужденно запускаемые на наклонения 139°–140°, чтобы ступени носителя «Шавит» падали в Средиземное море, а не на территории крайне дружественных соседей. Наконец, два пуска РН Alpha американского стартапа Firefly в 2022–2023 гг. на орбиты наклонением 139°–140°. И все!

Эмблема пуска

Ближайшими по параметрам орбиты среди «серьезных» аппаратов являются американские КА радиолокационной разведки Topaz (они же FIA Radar). Четыре таких спутника были запущены в 2010–2016 гг. на орбиты наклонением 123° и высотой около 1080 км. По обозреваемой части Земли это соответствуют прямому наклонению 57°, на которое американские военные радиолокационные КА выводились ранее. Убедительного объяснения, зачем прямое наклонение старых «Лакроссов» было заменено на обратное, не было. Говорят, что причина в следующем: при движении КА против вращения Земли над средними широтами скорость относительно земной поверхности выше, и это улучшает качество радиолокационной съемки. Но окупает ли небольшой прирост линейной скорости (порядка 7–10%) существенное снижение грузоподъемности носителя при пуске в западном направлении вместо восточного? Так или иначе, американский пример говорит нам, что радиолокационная разведка с орбиты с обратным наклонением имеет существенную ценность, оправдывающую заказ более грузоподъемной и дорогой ракеты.

Издание «Чжунго хантянь бао» Китайской корпорации космической науки и техники CASC сообщило, что первый «Яогань-50» является разработкой Шанхайской исследовательской академии космической техники SAST. Как известно, это учреждение специализируется именно на радиолокационных спутниках, в особенности разведывательного назначения. Таким образом, есть некоторые основания полагать, что «Яогань-50» таковым и является. Официальную же формулировку Синьхуа о том, что аппарат предназначен «для обследования национальных земель, оценки урожайности сельскохозяйственных культур, предотвращения стихийных бедствий и смягчения их последствий» мы уже давно договорились считать легендой прикрытия.

Другая версия назначения КА выдвинута Джонатаном МакДауэллом (США). «Яогань-50» может быть спутником геодезического обеспечения, и в этом случает использование орбиты с обратным наклонением позволяет «прощупать» другие гармоники гравитационного поля Земли по сравнению с прямым.

Доставка первой ступени

Заявленная грузоподъемность CZ-6A составляет не менее 4500 кг на ССО высотой 700 км. В случае пуска в западном направлении она, естественно, будет меньше, но вряд ли упадет ниже 3500 кг. Это в теории, при оптимальной схеме выведения с полувитковым подъемом по гоманновскому эллипсу и коротким апогейным импульсом «не существующей» официально третьей ступени для скругления орбиты. Однако Синьхуа отчиталось об успешном запуске всего через 27 минут после старта, а это значит, что выведение не было оптимальным: реализованы были быстрый подъем вверх и значительно более существенный импульс довыведения в апогее. Поэтому, вероятно, масса КА не слишком велика, а возможности ракеты использованы не полностью.

Работа с носителем на ПУ. Снимок был опубликован 6 января, но его тоже не заметили

Пуск в западном направлении могли обеспечивать полигонные станции в Юйлине и Иньчуане, коммерческая наземная станция вблизи города Чжунвэй прямо по трассе полета и государственная станция в Карачи (Пакистан), с которой можно было проконтролировать начало орбитального полета.

Доставка второй ступени

Фактическая орбита YG-50 имеет значительный эксцентриситет, что необычно и странно. За первые три дня полета отмечена одна коррекция орбиты, в результате которой спутник снизился до 700.5×937.9 км. Принципиального значения это, конечно, не имеет, но интересно, как он будет вести себя в дальнейшем.

Доставка второй ступени

Первый китайский старт 2026 года стал 735-м в космической программе страны и 624-м для носителей семейства «Чанчжэн» («Великий поход»), в том числе 257-м для ракет шанхайской разработки. Для CZ-6A это был юбилейный, 20-й старт – и 20-й успешный.

Автор: Liss