23 декабря 2025 г. в 10:00 пекинского времени (02:00 UTC) с нового стартового комплекса в коммерческой космической инновационной экспериментальной зоне Центра космических запусков Цзюцюань был осуществлен первый испытательный пуск новой частично многоразовой ракеты «Чанчжэн-12A» (长征十二号甲, Changzheng-12A, CZ-12A №Y1). Вторая ступень носителя с неотделяемым имитатором полезного груза благополучно вышла на околоземную орбиту. Первая ступень разрушилась при попытке мягкой посадки на специальную наземную площадку.
В американском каталоге космических объектов вторая ступень получила номер 67231 и международное обозначение 2025-308A. Определенные американцами параметры орбиты составили:
- наклонение – 69.71°;
- минимальная высота – 203.5 км;
- максимальная высота – 241.2 км;
- период обращения – 88.95 мин.
Благодаря низкой орбите объект быстро тормозится в атмосфере и должен прекратить свое существование еще до конца 2025 г.

Первый пуск РН CZ-12A с Цзюцюаня 23 декабря 2025 г. На заднем плане НИП Циншань (92-я площадка)
Итак, дебютировал второй китайский претендент на победу во внутреннем конкурсе под девизом «Делай как Маск, делай лучше Маска!» Через 20 суток после успешного полета и аварийного приземления носителя «Чжуцюэ-3» частной компании «Ланьцзянь» такого же результата достигла государственная Шанхайская исследовательская академия космической техники SAST с носителем CZ-12A.
Название это откровенно вводит в заблуждение, так как вызывает ассоциации с ракетой CZ-12 того же разработчика, запускаемой с коммерческого космодрома на Хайнане начиная с 30 ноября 2024 г. (см., например, https://novosti-kosmonavtiki.ru/articles/210251/). Хотя оба носителя имеют диаметр 3.8 м, изготовлены из алюминиевого сплава и очень близки по массе, различия между ними принципиальны. Существующая ракета с одноразовой первой ступенью использует традиционную топливную пару «жидкий кислород – керосин» и имеет на первой ступени четыре ЖРД YF-100J тягой по 127.5 тс. Новый носитель с многоразовой первой ступенью работает на паре «жидкий кислород – метан» и стартует на семи двигателях LY-70 тягой по 76 тс.
Вы могли не заметить в этом абзаце одну удивительную деталь, на которую стоит указать специально. В истории китайских носителей уже был случай, когда разработанный государственной фирмой двигатель YF-102 дебютировал на частном носителе «Тяньлун-2» (https://novosti-kosmonavtiki.ru/articles/85781/). Три года спустя реализована обратная комбинация: ракета государственной компании SAST ушла со старта на двигателях частной фирмы!
Проект CZ-12A был начат в 2021 году, и первоначально ракета считалась экспериментальным многоразовым изделием и называлась XLV21. Руководил ее созданием главной конструктор Ли Цзяньсян (李建强).

Проектный облик РН CZ-12A
Разработчики решили использовать кислородно-метановые двигатели, так как в них при работе не оседает сажа, а потому подготовка к повторному применению первой ступени радикально упрощается. Партнеры SAST из Исследовательской академии космических двигательных технологий в Сиане уже давно работали над 80-тонным многоразовым кислородно-метановым двигателем YF-209, однако не успевали к сроку – первое огневое испытание комплектного двигателя состоялось лишь 5 ноября 2022 г.

Проектный облик ЖРД LY-70
Между тем частная Пекинская космическая научно-технической компании «Цзючжоу юньцзянь» (кит. 九州云箭(北京)空间科技有限公司, цзючжоу юньцзянь (бэйцзин) кунцзянь кэцзи юсянь гунсы, англ. Jiuzhou Yunjian (Beijing) Space Technology Co. Ltd.) провела 24 мая 2021 г. на своем стенде в горах Дахуншань вблизи города Бэнбу провинции Аньхой испытания кислородно-метанового двигателя «Лунъюнь» (龙云, Longyun, он же LY-70) с тремя включениями подряд (https://novosti-kosmonavtiki.ru/articles/82627/). Он-то и был выбран SAST для своего экспериментального носителя. На вторую ступень при этом поставили «государственный» двигатель YF-209V – высотный вариант «базового» YF-209.
Чтобы сократить сроки и стоимость работ, ракетчики из SAST постарались по мере возможности унифицировать CZ-12 и CZ-12A. В первую очередь это выразилось в сохранении баковых отсеков диаметром 3.8 м и связанных с ними технологических процессов. Но жидкий метан имеет низкую плотность (0.415 г/см3 против 0.81 г/см3 у керосина) и требует баков вдвое большего объема. Если диаметр ступени увеличить нельзя, остается лишь удлинять ее. Вот почему CZ-12A выглядит непривычно тонкой и хрупкой – ее высота 70.4 м при стартовой массе 437 т, хотя у исходной CZ-12 высота 62 м при стартовой массе 433 т.
Первая ступень CZ-12A изготовлена из алюминиевого сплава 2219, она использует семь кислородно-метановых ЖРД LY-70 с номинальной тягой по 76 тс (745 кН) и удельным импульсом 293 сек, так что стартовая тяга составляет 531.8 тс, а тяговооруженность – 1.22. Первая ступень отделяется на высоте около 50 км и идет на посадку. Необходимое аэродинамическое качество обеспечивают четыре расположенных крестом «крылышка» в хвостовой части, а для управления полетом служат четыре решетчатых руля на межступенчатом переходнике и расположенные там же четыре блока управляющих ЖРД на однокомпонентном топливе общим количеством 32 – 16 для управления по тангажу, 8 по рысканью и 8 по крену. Посадка выполняется на четыре раскрываемые титановые опоры длиной по 5.7 м.
Вторая ступень выполнена из алюминиевого сплава 2195 и оснащена кислородно-метановым двигателем YF-209V с тягой 96 тс и удельным импульсом 352 сек. Она выполняет работу по подъему с 50 км до нужной орбитальной высоты с набором орбитальной скорости. Полезный груз укрывается обтекателем диаметром 4.2 м (как в первом пуске) или 5.2 м.
Грузоподъемность носителя составляет 9 тонн на низкую орбиту при пуске с Хайнаня в одноразовом варианте против 12 тонн у CZ-12, а в случае спасения первой ступени – 6 тонн. Еще хуже обстоит с массой, доставляемой на солнечно-синхронную орбиту – старая ракета выводит 6000 кг на ССО высотой 700 км, а для новой приводится величина 3000 кг на высоту 500 км. Такова цена принятых компромиссов.
Создание носителя CZ-12A шло параллельно с летными испытаниями демонстраторов для освоения ракетной посадки первой ступени. Подготовленная SAST программа тестов включала пять этапов, из которых первые два ранее не были описаны, а последний не был реализован.
Первый прототип был создан в начале 2023 года и представлял собой небольшую ступень уже давно освоенного диаметра 3.35 м с одним двигателем «Линъюнь» (凌云, Lingyun, LY-10) тягой 10 тс от компании «Цзючжоу юньцзянь». На нем были выполнены подскоки на малую высоту с последующим приземлением. Через несколько месяцев этот экспериментальный аппарат поднялся на высоту 1 км и благополучно приземлился.

Демонстратор идет на посадку
Настала очередь более масштабного демонстратора. Изделие было изготовлено в начале 2024 г. в новом диаметре 3.8 м, оно было оснащено тремя двигателями LY-70 и имело массу 140 т при полной заправке. 23 июня 2024 г. на Цзюцюане состоялся пуск, в ходе которого демонстратор поднялся до высоты 12 км и благополучно приземлился в полукилометре от места старта (https://novosti-kosmonavtiki.ru/articles/204798/).

Второй большой демонстратор на стартовом столе
Четвертым этапом программы был подъем до высоты 75 км с повторным входом в атмосферу, торможением и приземлением. Однако в этот период CASC образовала Коммерческую ракетную компанию (кит. 商业火箭有限公司, шанъе хоцзянь юсянь гунсы, англ. Commercial Rocket Company Ltd., торговая марка CACLspace) для эксплуатации коммерческих носителей, и туда была переведена часть сотрудников SAST, занятых в проекте CZ-12A. Организационные сложности привели к отказу от собственно приземления, так что демонстратор остался без посадочных опор, а местом испытательного пуска вместо Цзюцюаня были избраны острова Ляньли у берегов Шаньдуна.

Пуск на 75 км в январе 2025 г.
27-метровый демонстратор «Лунсин-2» (龙行二号, Longxing 2), дополнительно оснащенный четырьмя аэродинамическими рулями, стартовал 19 января 2025 г. Никакой официальной информации об этом пуске не появилось, а по неофициальным данным, изделие разрушилось при попытке торможения для мягкого спуска в акваторию Желтого моря (https://novosti-kosmonavtiki.ru/articles/206684/).

Демонстратор для полета на дальность 100 км
Разработчики сочли полученные данные достаточными, и от пятого этапа с пуском полноценной первой ступени с семью двигателями и приземлением на морскую платформу в 100 км от места запуска отказались. Было принято решение конвертировать ее в первую ступень летной CZ-12A и срочно изготовить вторую ступень. Средства космопорта Дунфан в Шаньдуне были использованы в интересах CZ-12A еще раз – в августе 2025 г. только что построенная морская посадочная платформа HOS стала местом огневых испытаний этой второй ступени.
По проекту местом летных испытаний CZ-12A был коммерческий космодром на Хайнане. Пусковая установка №2 для ракет с горизонтальной схемой вывоза была спроектирована в расчете на носители разных типов и с разными компонентами топлива, в том числе для CZ-12, которая стартовала с нее первой (https://novosti-kosmonavtiki.ru/articles/206204/), и для CZ-12A. Каждый носитель должен был вывозиться вместе со своим стартовым столом, который устанавливался над отверстием газоотводного канала, общего для всех.

Примерочный макет РН CZ-8A на Хайнане
Был изготовлен и доставлен на Хайнань примерочный макет РН, но по каким-то причинам эта площадка оказалась не готова обеспечить пуски CZ-12A, и было решено перенести летные испытания на космодром Цзюцюань, адаптировав хайнаньский проект. Площадку выделили к югу от НИПа Циншань в пределах окружной дороги. Новый объект был построен не просто ударными, а экстраординарными темпами. Конкурс был объявлен в апреле 2025 года, тогда же начались подготовительные работы. В начале мая на площадке начали выемку грунта, а к концу октября уже были готовы монтажно-испытательный корпус и стартовое сооружение в точке 40.8927°, 100.2225°в.д. с газоотводом, башней системы водоподавления, хранилищами компонентов, заправочным оборудованием под метан и под керосин, станцией дожигания метана, башнями молниезащиты!

Состояние строительства на 6 сентября 2025 г.
И хотя представили новый старт лишь 2 декабря, уже 26 ноября в Сеть утекли фотографии с вывоза ракеты и установки ее в вертикальное положение, а 6 декабря появилась информация об успешном прожиге двигательной установки первой ступени. Восемь месяцев от нетронутой пустыни до готовности к пуску нового носителя – такого еще не было нигде и никогда!

Панорама стартового комплекса РН CZ-12A в Цзюцюане

Транспорный агрегат с имитатором РН на старте
12 декабря вышло уведомление о закрытии для полетов на утро 17 декабря опасного района на границе провинций Ганьсу и Нинся. За два дня до назначенной даты оно было отменено и вновь выпущено 22-го – на 23 декабря между 01:54 и 04:14 UTC.

Вывоз летного изделия. Снимок опубликован 26 ноября 2025 г.

Вертикализация изделия

Носитель в готовности к пуску. Слева на дальнем плане стартовый комплекс «Чжуцюэ-3», еще дальше — для ракет семейства CZ-2C
Первый пуск CZ-12A, он же 619-й для ракет семейства «Великий поход» и 730-й в списке всех космических старов КНР, состоялся в назначенный час. Программа пуска включала как выход на орбиту, так и посадку ступени; в первой части она была выполнена, а во второй – нет. По неофициальной информации, один из трех двигателей не включился с целью торможения при входе в атмосферу. Как следствие, оно проходило в нештатных условиях, с нерасчетно высокой скоростью, и сопровождалось разрушением двигательного отсека и пожаром в отсеке системы управления. Обгорев еще раз при неудачной попытке запуска двигателей перед посадкой, аварийное изделие дошло до Земли в относительно целом виде и взорвалось при падении с перелетом расчетной точки приземления на 4.9 км. Компания SAST ведет расследование причин неудачи и намерена возобновить летные испытания в кратчайшие сроки.

Кадр из видеозаписи попытки приземления

Взрыв в районе приземления
Посадочная площадка для CZ-12A, представляющая собой забетонированный круг диаметром 115 м, была построена в августе–октябре 2025 г. в уезде Миньцинь в точке с координатами 39.0440°с.ш., 101.9230°в.д. на удалении 252 км от точки старта по азимуту 145°, что соответствует наклонению 64°. Вряд ли ее местонахождение оптимально для этого носителя.

Посадочная площадка CZ-12A
Конкуренты SAST из фирмы «Ланьцзянь» после пуска 3 декабря сетовали на то, что из соображений безопасности им пришлось оборудовать точку на отметке 390 км, хотя максимальная грузоподъемность достигается при полете первой ступени примерно на 600 км. Из-за этого пришлось сдвинуть момент разделения ступеней «Чжуцюэ-3» с высоты 76 км до 66 км с соответствующим недобором скорости и потерей примерно 2500 кг грузоподъемности, а ступень пыталась сесть с бесполезным остатком в 10 тонн топлива.
Конечно, для CZ-12A конкретные числа должны быть другими, но в целом ситуация выглядит сходной. А учитывая, что первоначально предусматривалось приземление на морскую платформу, которую можно разместить на оптимальной дальности, потери при пуске с Цзюцюаня могут быть весьма велики. И это если забыть о необходимости оборудовать посадочные площадки и дороги к ним на нескольких азимутах пуска под требуемые наклонения орбит!

Посадочная площадка (выше центра) и фактическая точка падения (справа внизу) на спутниковом снимке
Эксперты отмечают, что в существующем виде CZ-12A, в отличие от CZ-12, не пригодна для массового развертывания спутников государственной системы спутникового Интернета «Гован», но может быть использована в рамках конкурирующей системы «Цяньфань».
Первоначальный проект CZ-12A предусматривал установку на первой ступени девяти LY-70, форсированных до 80 тс. Их не удалось вписать в диаметр 3.8 м, однако в проекте существует девятидвигательный вариант CZ-12A в диаметре 4.2 м со стартовой тягой 765 тс и увеличением грузоподъемности примерно до 13 тонн. Будет ли он реализован, неизвестно, но построенный на Цзюцюане старт пригоден для пуска такой ракеты.
С него же, а также с планируемой второй пусковой установки предполагается пускать следующий носитель этого семейства по имени CZ-12B. Он позиционируется как эксплуатационное изделие, обладающее грузоподъемностью 12 т на орбиту высотой 200 км в случае спасения первой ступени или 15 т на ССО высотой 500 км, но в одноразовом варианте.
Парадоксально, но на этой ракете разработчики возвращаются к кислородно-керосиновой паре. Носитель будет иметь диаметр 4.37 м при высоте 72 м, ее первая ступень использует девять двигателей YF-102R многократного использования, а вторая – один YF-102V. Первый пуск CZ-12B ожидается в первой половине 2026 г.
Автор: Liss



