9 декабря 2025 г. в 11:41 пекинского времени (03:41 UTC) со стартового комплекса №94 Центра космических запусков Цзюцюань был выполнен успешный пуск РН «Чанчжэн-4B» (CZ-4B №Y64) со спутником «Яогань-47» (遥感四十七号卫星, Yaogan 47), который был успешно выведен на орбиту с параметрами:

  • наклонение – 97.53°;
  • минимальная высота – 468.8 км;
  • максимальная высота – 481.6 км;
  • период обращения – 94.10 мин.

Пуск РН CZ-4B с Цзюцюаня 9 декабря 2025 г.

В американском космическом каталоге аппарат получил номер 66988 и международное обозначение 2025-289A. Третья ступень РН была уведена на орбиту высотой 267×473 км с малым сроком баллистического существования.

Красный экран успешного старта

Уже в первые сутки полета КА начал подъем орбиты, которая по состоянию на 11 декабря имеет высоту 495.9×497.1 км. Орбита солнечно-синхронная с прохождением нисходящего узла в 10:00 местного времени, что характерно для спутников оптического наблюдения.

Эмблема пуска

Агентство Синьхуа объявило, что запущенный аппарат «в основном будет использоваться в области обследования национальных земельных ресурсов, городского планирования, проектирования дорожной сети, оценки урожайности сельскохозяйственных культур, управления деятельностью в области окружающей среды, а также для всестороннего предотвращения стихийных бедствий и смягчения их последствий». Такие или похожие задачи традиционно заявляются для китайских спутников видовой разведки. Термин яогань буквально означает «дистанционное зондирование», но часто используется как имя собственное, как и в данном случае.

Установка космической головной части

Корпоративное издание «Чжунго хантянь бао» сообщило, что «Яогань-47» является разработкой Китайской исследовательской академии космической техники CAST. Сама же CAST выпустила по этому случаю пространный текст, в котором, разумеется, ни словом не обмолвилась о реальном назначении аппарата и не привела его характеристик, однако отнесла разработку к ряду проектов, реализованных в культурной традиции «Хунъянь» (鸿雁, Hongyan).

Это имя, в буквальном переводе «гусь-сухонос» или просто «дикий гусь», почти 20 лет назад взяла себе команда Ли Цзиньдуна (李劲东), создавшая китайские спутники видовой разведки типа «Яогань-14» и «Яогань-26», а затем и китайский аналог американских аппаратов KH-11 по имени «Гаофэнь-11». Из нее же, судя по сообщению CAST, происходят и разработчики «Яоганя-47», имена которых не были названы.

Академия не пожалела красок для описания сложности проекта, реализуемого в сжатые сроки и с высокой нагрузкой на участников работ, но обошлась упоминанием лишь нескольких молодых инженеров, таких как Сяо Чэнь, вовремя остановивший некую опасную операцию, или четверка специалистов, расчищавших на Тайюане лопатами дорогу в глубоком снегу, чтобы провести стыковочные испытания бортовой аппаратуры спутника с наземными системами.

Наиболее интересным в рассказе CAST было, пожалуй, заявление о том, что на спутнике было реализовано «совершенно новое техническое решение», для которого отсутствовали известные алгоритмы бортовой обработки данных, а от их качества напрямую зависела эффективность использования КА в деле обслуживания «нужд национального развития». Группа молодых специалистов долго и детально консультировалась с потребителями, чтобы изучить варианты использования спутника и разработать алгоритмы с опорой на сценарии применения. Кроме того, для обоснования реальных возможностей КА многократно, в разные времена года и в течение разного времени проводились полевые испытания целевой аппаратуры.

Сианьский институт оптики и точной механики XIOPM Китайской АН отчитался о создании для «Яоганя-47» полезной нагрузки GC-1, однако неизвестно, является ли она единственным инструментом на борту. Сообщение XIOPM лаконично донельзя и помимо обозначения GC-1 содержит лишь проникновенное стихотворение Ма Цайвэня (马彩文), которое позволяет предположить, что созданный прибор занимается очень точными спектральными наблюдениями.

Разработчики и испытатели камеры GC-1 перед гостиницей «Шэньчжоу» на 10-й площадке

Из предыдущих сообщений XIOPM можно понять, что GC-1 представляет собой специализированную спутниковую камеру, что этот проект явился одним из наиболее крупных и сложных в истории института и что компоненты для его реализации были заказаны на предприятиях Чанчуня, Куньмина, Шанхая, Ланьчжоу, Хэфэя и Пекина. Административным руководителем проекта является заместитель директора XIOPM Ху Бинлян (胡炳樑). Назван также заместитель главного конструктора этой камеры – Ван Шуан (王爽), который участвовал в разработке гиперспектрометров для спутников HJ-1A и «Яогань-14», а позднее был заместителем главного конструктора по гиперспектрометрам в проектах HJ-2 и «Гаофэнь-14». Важную, но не уточненную роль играл также директор Лаборатории спектральной съемки Ли Сыюань (李思远).

Изделие на старте

Предельная масса КА «Яогань-47» ограничена грузоподъемностью CZ-4B на орбиту высотой около 500 км, которая близка к 3000 кг. Интересно отметить, что эта ракета уже очень давно не использовалась для запусков одиночных аппаратов с названием «Яогань», причем предшественниками «47-го» были как раз упомянутые выше пекинско-сианьские спутники типа «Яогань-14» и «Яогань-26».

Таким образом, можно полагать, что «Яогань-47» является новым аппаратом видового наблюдения с гиперспектральной специализацией, продолжающим линию проектов «Яогань-14» (см. «Новости космонавтики» №7, 2012) и «Яогань-26» (см. «Новости космонавтики» №2, 2015).

Стоит также отметить, что текущая орбита нового КА позволяет считать его членом знаменитого «колхоза» китайских государственных спутников оптико-электронного наблюдения (https://novosti-kosmonavtiki.ru/articles/82023/), среди основателей которого значатся все названные выше предшественники.

Полет устойчивый…

Это был 723-й китайский космический пуск, в том числе 614-й для ракет семейства «Чанчжэн» («Великий поход»), 252-м для их шанхайской подгруппы и 54-м для CZ-4B. Все пуски этого носителя, за исключением одного, были успешны.

Автор: Liss