26 октября 2025 г. в 11:55 по пекинскому времени (03:55 UTC) со стартового комплекса №3 Центра космических запусков Сичан был произведен пуск РН «Чанчжэн-3B» в варианте модернизации G5 (CZ-3B G5) с китайским аппаратом дистанционного зондирования Земли «Гаофэнь-14» №02 (高分十四号02星, Gaofen 14 02, GF-14), который был успешно выведен на солнечно-синхронную орбиту с параметрами:

  • наклонение – 97.44°;
  • минимальная высота – 476.7 км;
  • максимальная высота – 491.1 км;
  • период обращения – 94.28 мин;
  • местное время прохождения нисходящего узла – 10:27.

Пуск РН CZ-3B/G5 с Сичана 26 октября 2025 г.

В американском каталоге космических объектов спутник получил номер 66175 и международное обозначение 2025-242A. Помимо него на орбите были обнаружены ступень РН на орбите увода высотой 372×516 км и объект неизвестной природы на орбите высотой 484×545 км.

Красный экран успешного старта

Анонсом пуска по традиции послужило выпущенное 22 октября уведомление о закрытии опасного для полетов района в провинции Юньнань на утро 26 октября. Поскольку он точно совпадал с заявленным под пуск 6 декабря 2020 г. со спутником «Гаофэнь-14» (https://novosti-kosmonavtiki.ru/articles/77539/), наблюдатели корректно спрогнозировали второй в истории пуск носителя CZ-3B в южном направлении с целью выхода на солнечно-синхронную орбиту. Заявленные вскоре после этого дополнительные районы у северной оконечности Суматры хотя и не совпадали с выпущенными пять лет назад, но лежали вдоль той же траектории и, следовательно, не противоречили выдвинутой версии.

Эмблема пуска

И да, всего через 25 минут после старта агентство Синьхуа объявило о повторе достижения пятилетней давности: на орбиту был выведен КА «Гаофэнь-14» №02. Назначение его в русскоязычном сообщении Синьхуа было описано следующим образом: «Новый спутник способен эффективно получать высокоточные стереоизображения в глобальном масштабе, обеспечивая тем самым фундаментальную геоинформационную поддержку для развития национальной экономики и национальной обороны». Первая часть воспроизводила в точности формулировку пятилетней давности, последняя впервые прямо говорила о военном (или по крайней мере двойном) назначении аппарата, а вот средняя часть в русском тексте отсутствовала, хотя в китайском была, и была точно такой же, как в 2020 году по отношению к КА «Гаофэнь-14»: «Производить цифровые топографические карты с большим охватом и генерировать такие продукты, как цифровые модели рельефа, цифровые модели поверхности и цифровые фотокарты».

Корпоративное издание «Чжунго хантянь бао» добавило, что аппарат изготовлен Китайской исследовательской академией космической техники CAST («Пятая академия») в Пекине.

Сианьский институт оптики и точной механики XIOPM отчитался 28 октября о том, что разработал для «Гаофэнь-14» №02 камеру в качестве главной полезной нагрузки миссии, а также о состоявшемся ее включении и успешном получении качественных изображений наземных целей. Институт не привел никаких характеристик камеры, но отметил, что будет сотрудничать с заказчиком и пользователями в части высококачественного численного преобразования на основе данных с полезной нагрузки, энергично продвигать применение технологии гиперспектрального зондирования для выполнения задач КА и осуществлять комплексную съемку в геометрической и физической области одновременно.

При всей неполноте сообщения оно явно говорит о совмещении картографической съемки с точной координатной привязкой объектов с получением их гиперспектрального «портрета». Правда, не вполне понятно, отвечает ли камера XIOPM за обе задачи, или же картографическая часть возложена на другой оптический инструмент.

Испытатели полезной нагрузки от XIOPM

Кстати, на знаменах, развернутых группой испытателей, угадывается обозначение XX-3 (F2). Ранее изделие XX-3 описывалось как интерферометическая гиперспектральная камера, достигшая наивысшей в КНР скорости спектральной съемки, так что, вероятно, она все-таки является единственной на борту GF-14 02. Можно думать также, что инструмент с номером F1 был создан пять лет назад для первого GF-14.

Ракетчики из Первой академии CALT подчеркнули, что «вследствие большой высоты полезного груза» во второй раз использовалась версия CZ-3B с условным обозначением G5, оснащенная удлиненным головным обтекателем диаметром 4.2 м и имеющая за счет этого 58 метров в высоту. Сверх этого были выданы кое-какие детали по полигону Сичан, где в течение 2025 года было закончено строительство универсальной системы испытаний, запуска и управления для ракет семейства CZ-3A с обоих стартовых комплексов – это позволило вести параллельно две пусковые кампании с эффективной координацией между ними и повысить пропускную способность космодрома.

На этом официальная информация была исчерпана – на дворе уже не 2020 год, когда по телевидению открыто показали циклограмму запуска и анимацию с внешним видом аппарата. Напомним поэтому написанное пять лет назад.

Анимация КА «Гаофэнь-14» (декабрь 2020 г.)

Картографический аппарат «Гаофэнь-14» спроектирован и изготовлен Генеральным департаментом спутников ДЗЗ в составе CAST и является составной частью комплексной системы дистанционного зондирования Земли с высоким разрешением CHEOS (China High Resolution Earth Observation System), а именно – ее военной подсистемы, в которую входят спутники «Гаофэнь» с номерами от 8 до 14. На анимации представлен вертикально ориентированный спутник в форме восьмиугольной призмы с двумя трехсекционными солнечными батареями и с двигательной установкой в торцевой части, включающей четыре сферических бака и четыре ЖРД.

Аппарат очень тяжелый – его масса заведомо выше 3300 кг, которые могла бы доставить на требуемую орбиту ракета CZ-4C, но ниже 6900 кг, что является заявленной грузоподъемностью CZ-3B на ССО. Он тяжелее любого другого китайского КА наблюдения Земли с низких орбит, если не принимать во внимание такую экзотику, как посещаемые космические лаборатории «Тяньгун-1»  и «Тяньгун-2».

Срок службы КА составляет не менее пяти лет, так как первый «Гаофэнь-14» все это время тщательно поддерживает орбиту условной средней высотой 489 км, выполнив свыше 60 коррекций для компенсации тормозящего влияния верхней атмосферы. Спутник не корректирует наклонение орбиты, которое медленно «плывет», и не поддерживает точно местное время в узле орбиты, но благодаря выбранным параметрам оно изменилось не сильно: если в первые дни полета КА проходил нисходящий узел в 10:30 местного времени, то к ноябрю 2022 г. время узла увеличилось до 10:43, а затем стало уменьшаться и сейчас достигло 10:10.

Сборка носителя на старте. Подъем ускорителя

«Гаофэнь-14» №02 выведен на орбиту с местным временем в нисходящем узле 10:27, то есть не находится точно в одной орбитальной плоскости с предшественником – узлы двух орбит разнесены на 4° по долготе. Однако можно так сфазировать движение КА, чтобы они следовали вдоль одной трассы. Посмотрим, будет ли это сделано, и вообще – будут ли оба спутника работать на орбитах с одной высотой и периодом обращения.

Носитель на СК №3

Добавим, что это был 708-й китайский космический пуск, в том числе 603-й для носителей семейства «Чанчжэн» («Великий поход») и 111-й для CZ-3B. И еще одна статистическая ремарка: первый «Гаофэнь-14» улетел неполные пять лет назад на 385-й китайской ракете, а наша таблица китайских КА увеличилась за это время с 746 до 1873 строк. И это не бесчисленные «Старлинки» Илона Маска, а огромное количество реализуемых параллельно государственных и частных проектов.

Автор: Liss