Наигравшись с Pencil Rocket (ペンシルロケット) (https://novosti-kosmonavtiki.ru/articles/208893/), японские ракетчики в стремлении к развитию успехов переключились на нечто иное – Baby rocket, которые пускали с полигона «Митикава» с августа по конец 1955 г.

Новая эпоха

Второй серией японских ракет, использовавших в качестве топлива двухкомпонентный нитропорох (double base powder), стали Baby rocket (ベビーロケット), имевшие внешний диаметр 8 см, полную длину 120 см и массу примерно 10 кг.

Как мы успели рассказать ранее, на «подпольных» стендах токийского завода Огикубо компании «Фуджи Сэймицу» (富士精密, Fuji Precision Industries) еще в 1954 г. проводились огневые испытания двигателей, основанных на камерах диаметром 65 мм, что предваряло рождение новой ракетной линейки…

«Малютка»

Испытания

Baby создавались двухступенчатыми и в трех вариантах: S (Simple), T (Telemetry) и R (Recovery). Их пускали с Испытательного полигона Акита ARR (秋田ロケット実験場, Akita Rocket Range) или «Митикава» (道川) в августе-декабре 1955 г. Они долетали максимум до 6 км.

Итокава с «Крохой»

S-тип был разработан первым. Летные образцы наполняли дымовой смесью, а потом, отслеживая «наглядным» способом следы от клубов дыма, определяли их характеристики. 23-25 августа испытали четыре изделия данного варианта.

Центровка

Следующим создали «Малюток-Т». Благодаря усилиям инженеров-электронщиков впервые в Японии в полете испытали бортовую телеметрическую аппаратуру. Первая Baby-Т стартовала 17 сентября (до 23 сентября отлетали пять ракет).

Первая «Крошка-T»

А вот R-тип был примечателен установкой парашюта, буев (маячков) и фотокамеры разработки профессора Уэмура Цунэёси (植村 恒義) из Института промышленных технологий IIS (生産技術研究所, Institute of Industrial Science), Токийский университет (東京大学). Четыре изделия запустили в период 26 октября-04 ноября.

На версии R впервые в истории космонавтики Японии был выполнен эксперимент по раскрытию парашютов ракеты в небе и подбору полезной нагрузки. Нельзя обойти вниманием тот факт, что камера Уэмуры не смогла провести фотосъемку в полете, однако вполне можно законно заявить, что это был пробный пуск японской ракеты с целями зондирования, то есть предназначавшейся для проведения наблюдений в ходе полета.

Первая спасенная ПН в истории Японии

Помощники профессора Итокава Хидэо (糸川 英夫) отслеживали траекторию полета «Малюток» теодолитом. Таким способом набирались статистические данные для выполнения будущих пусков зондирующих ракет на высоту 100 км в рамках Международного геофизического года IGY (International Geophysical Year), намечавшегося на 1957-1958 года. Веселое было время. Геодезисты, наверное, гордились таким необычайным применением своего измерительного прибора.

Теодолиты в работе

Как любили говаривать непосредственные участники запусков «Крошек», если посмотреть на фотографии испытаний американских ракет того времени, видно, как те стартуют прямо вверх и не торопясь уходят в направлении небесного океана. Ракеты же «Митикава», направленные в сторону Японского моря, устремлялись в безграничную синеву под наклоном и на оглушительной скорости. Видимо, дело было в использовании разного топлива…

Когда «космические геодезисты» начали «шпионить» за Baby при помощи теодолитов, имевших поле обзора около 1°, выяснилось следующее: если единожды упустить ракету из виду, больше она в поле зрения прибора не вернется. В связи с этим приходилось в напряжении ожидать момента запуска, дабы обязательно поймать Baby в «объектив» геодезического инструмента…

Как говорят специалисты JAXA, знаменательны Baby в первую очередь тем, что благодаря их полетам японцы приблизились к преодолению скорости звука. И несмотря на то, что в те года не было точных способов измерения звуковой скорости, если мы говорим о грубых подсчетах, то с большой долей вероятности и правда скорость звука преодолена не была.

Лоцманы реки Миссисипи

Приведем пример наставления, которым один из ответственных за пуски лиц подбадривал молодежь, чтобы та не боялась ошибок.

За день до боевого крещения первого изделия Baby в варианте T господин Курасигэ Сюёси (倉茂 周芳) из компании Meisei Electric (明星電気) провел пояснительную беседу с испытательной бригадой.

Оперативный пункт полетов Baby

«Однажды одна судоходная компания, переправлявшая людей через реку Миссисипи, искала квалифицированных лоцманов для своих паромов. Один из явившихся на собеседование держался гордо и заявил, что много лет управлял судами на Миссисипи и ни разу не допустил оплошности, поэтому компании следует нанять его.

Второй кандидат парировал, и для затравки сначала тоже сообщил, что много лет был лодочником на Миссисипи, а затем продолжил: ‘я столько раз лажал, что и не сосчитаешь, и много раз чудом избегал гибели. Поэтому, что касается этой реки, то я полагаю, что в целом знаю, где мелководье, и где опасные труднопроходимые места’.

Услыхав это, владелец компании резко ударил себя по коленям и сказал: ‘ты лоцман, на которого можно положиться более, чем на остальных. Я искал такого, как ты’. С чем на работу и был принят второй кормчий».

Храбро ползя по песку

А вот пример мужественного поступка одного ракетчика…

19 сентября было облачно, дул сильный ветер. Незадолго до 15:00 на берегу «Митикава» разворачивалось необычное зрелище.

На побережье один мужчина вышел из бытовки и начал ползти к воде. За ним наблюдали из тени, затаив дыхание, его товарищи. Всмотревшись повнимательнее, наблюдатели его перемещений обнаружили, что движется он в направлении песчаной насыпи, по которой одно изделие типа Т лениво скатывается вниз.

Тетрахлорированная «Крошка-Т»

Вглядевшись получше, инженеры увидели, что сползает только часть ракеты с двигателем, а неподалеку кожух головной части Baby лежит, засунув голову в песок.

Мужчина прополз около 70 м, встал на четвереньки и успел протянуть руку к «Крошке» до ее ниспадания вниз. Люди понимающие застыли в изумлении и невольно закрыли глаза. Кое-кто сложил руки в молитве. В двигательном «отсеке» было топливо. Но не только. Время активации воспламенителя давно прошло… Жизнь работника «Фуджи Сэймицу» (富士精密, Fuji Precision Industries) Тода Ясуакира (戸田 康明) висела на волоске…

Герой

За несколько минут до этого, в 14:40 стартовала вторая Baby Т. Ее первая ступень отработала, но только вот вторая не включилась, поэтому изделие поднялось на высоту лишь около 35-40 м и упало в полусотне метров от пусковой установки на ту самую насыпь.

Чтобы проследить полет на хвост нанесли тетрахлорид титана, который в воздухе вступил в реакцию с кислородом, и оксид титана задымился. И было неясно, когда он загорится… К тому же двигательная часть ведь могла «направиться» к группе людей, наблюдавших за «театральным представлением» Тода Ясуакира…

В конце концов дымление прекратилось. Ясуакира же некоторое время осматривал ракету, затем перерезал провод, ведущий к воспламенителю и заземлил его. Все обошлось.

С тех пор в практику предпусковых процерур прочно вошла проверка проводки воспламенителя и сопротивления.

Rockoon

Помимо S, T и R существовал также вариант воздушного запуска Baby под названием Rockoon (ロックーン, rocket – balloon). В 1956 г. пять таких «Малюток» запустили с аэростатов, поднявшихся на высоту свыше 20 км – оттуда, где атмосфера менее разрежена…

Следующей в списке японских ракет-предтеч значится «Каппа» (カッパロケット). С ней жители Страны восходящего солнца вознадеялись покорить отметку 100 км – для выполнения обязательств по программе научных наблюдений IGY в 1958 г.

Евгений Рыжков

Источники

https://www.isas.jaxa.jp/j/japan_s_history/chapter01/03/index.shtml

https://ja.wikipedia.org/wiki/%E3%83%99%E3%83%93%E3%83%BC%E3%83%AD%E3%82%B1%E3%83%83%E3%83%88

https://www.isas.jaxa.jp/j/isasnews/backnumber/1986/ISASnews068.pdf

https://www.asahi.com/special/rocket/history2/