
Honda. Первые почти 300 м
17 июня в 16:15 JST (07:15 UTC) со специальной стартовой площадки, оборудованной в п. Тайки (уезд Хироо, округ Токати, остров Хоккайдо), впервые взлетел прототип небольшой многоразовой ракеты компании Honda R&D (本田技術研究所) – дочерней структуры корпорации Honda Motor (本田技研工業).
Летный образец достиг высоты 271.4 м спустя 56.6 сек полета, затем совершил мягкое приземление в расчетной точке с отклонением 37 см. По мнению экспертов, погрешность была в пределах допустимого, то есть посадка прошла с высокой степенью точности.
На цифровой платформе Х некий японец составил таблицу, в которой привел некоторое сравнение летного образца «Хонда» и Grasshopper, первого прототипа Falcon 9 (SpaceX). Что ж, немного доработав, используем его данные.
Сравнение прототипов Honda и Falcon 9
Honda |
Grasshopper |
|
Диаметр, м |
0.85 |
3.66 |
Длина, м |
6.3 |
32.3 |
Стартовая масса, т |
1.312 (сухая – 0.9) |
~33 |
Высота подъема, м |
271.4 |
744 (максимально достигнутая в последнем «прыжке» в октябре 2013 г.) |
Жидкостные двигатели |
Два (кислородно-метановые) |
Один Merlin 1D (кислородно-керосиновый) |
Максимальная тяга (одного двигателя), кгс |
~663 (6.5 кН) |
666 |
Honda R&D начала прорабатывать проект многоразовой ракеты в интересах JAXA в 2019 г. (https://novosti-kosmonavtiki.ru/articles/82044/). Начиная с 2024 г. компания приступила к проведению огневых испытаний двигателей и выполнила подъем прототипа сначала на крошечную высоту 50 см, а потом почти на 5 м – добавив зависание, вращение на 30° и перемещение по горизонту на 5 м.
Honda доработает свой прототип и его двигатели и возьмется за создание малого носителя для запуска спутников массой до 1 т на НОО. В 2029 г. должен состояться первый полет проектируемой многоразовой ракеты на высоту 100 км.
jtSPACE. Первые 4 км
12 июля в 11:40 JST (02:40 UTC) с 12-й пусковой площадки LP12 (Launch Pad 12) 1-го стартового комплекса LC1 (Launch Complex 1) расположенного в посёлке Тайки (https://novosti—kosmonavtiki.ru/articles/80821/) «Космопорта Хоккайдо» HOSPO (北海道スペースポート, Hokkaido Spaceport) специалисты японского филиала частной тайваньской компании jtSPACE осуществили первый пуск двухступенчатой зондирующей ракеты VP01.
К прискорбию, новый игрок на пусковом рынке смог подняться только до ничтожных 4 км (по предварительным расчетам), так как через 10 сек полета система управления ориентацией начала «чудить», и ракета не продолжила полет вверх, а стала «извиваться», поэтому вторую ступень выключили и остановили испытательный пуск. Причины произошедшего расследуют специалисты…
Головная организация tiSPACE (Taiwan Innovative Space) находится в г. Мяоли (одноименный уезд Тайваня), японское юрлицо jtSPACE – в г. Исикари (губернаторство Хоккайдо).
Перед японцами поставили задачу: ракета должна достичь 100 км. Кстати, пуск VP01 с заявленной целью достижения 100 км стал первым с Хоккайдо после длиннющего перерыва в четыре года – 3 и 31 июля 2021 г. с комплекса LC0 Тайки стартовали две ракеты Momo (もも、百, «сотня») компании IST (インターステラテクノロジズ, Interstellar Technologies) (https://novosti-kosmonavtiki.ru/articles/82044/), долетевшими до ровно 100 и 92 км соответственно.
Тем не менее даже такой не успевший толком начаться пуск ракеты тайваньской разработки сделал HOSPO первым в Азии частным космопортом. Правда, над имиджем предстоит еще поработать. Пока что один пуск зарубежного носителя – одна авария.
Комплекс LC1 предназначен для пусков небольших ракет и оборудован всего двумя стартами – LP11 и LP12. При этом на 11-й площадке есть сборочный комплекс и топливный цех для заправки ракет и спутников.
В ионосферу
15 июля в 12:00 JST (03:00 UTC) со стартовой площадки Центра KS (KSセンター) или «плато KS» (KS台地) Космического центра Утиноура (преф. Кагосима, регион Кюсю) Группа эксплуатации зондирующих ракет ISAS (観測ロケット実験グループ, Sounding Rocket Research and Operation Group) выполнила пуск одноступенчатой твёрдотопливной зондирующей ракеты S-310-46 для прояснения механизма образования спорадического Es-слоя в средних широтах ионосферы в дневное время.
В день старта на космодроме стояла безоблачная погода, с юго-запада поддувал ветерок со скоростью 2.7 м/с, а шкала ртути зафиксировала жару в 29.5 °C. Перед пуском одно из учреждений Национального института информационных и коммуникационных технологий NICT (情報通信研究機構, National Institute of Information and Communications Technology) в г. Ибусуки (Кагосима) прозондировало ионосферу и предсказало появление в атмосфере нужного ученым для счастья слоя, после чего была дана отмашка стартовым расчетам.
Пущенная под углом 78° ракета на 157 сек достигла максимальной отметки в 110 км и на 442 сек вошла в воды к юго-востоку от Утиноуры. Одновременно с S-310 спорадический Es-слой изучали с наземных станций.
Предыдущий пуск японской зондирующей ракеты датируется прошлым годом – S-520-34 стартовала 14 ноября 2024 г., чтобы проверить технологию детонационной жидкостной двигательной системы (https://novosti-kosmonavtiki.ru/articles/206113/). А вот 45-й пуск S-310 прошел 9 января 2020 г., то есть более пяти с половиной лет назад.
Спорадический Es-слой (Es layer или Sporadic E-layer) – это тонкий слой повышенной ионизации в Е-области ионосферы (E region/ E layer) или «слое Кеннелли-Хевисайда» (Kennelly-Heaviside layer), нерегулярно появляющийся на высотах в пределах 100 км (90-130 км), и чаще всего в экваториальных широтах. В нем наблюдается локальное повышение концентрации частиц плазмы.
В рамках исследовательской программы «Исследования Е-области в дневное время» RIDE (Rocket Investigation of Daytime E—region), руководителем которой является Сайто Акинори (齊藤 昭則), доцент кафедры геофизики факультета естественных наук Киотского университета (京都大学), на борт 46-й S-310 «погрузили» семь единиц полезной нагрузки.
Это анализатор скорости ионов IVA (Ion Velocity Analyzer), детектор электрического поля EFD (Electric Field Detector), ионный манометр IOG (Ion Gauge), измеритель плотности электронов импеданс-зондом NEI (Number density measurement of Electron by Impedance probe), масс-спектрометр нейтральных частиц NMS (Neutral Mass Spectrometer), измеритель магнитного поля MAG (Magnetic Field Measuring Device) и быстрый зонд Ленгмюра FLP (Fast Langmuir Probe). На зондирующую ракету также поставили солнечный датчик SAS (Solar Attitude System) и геомагнитный измеритель положения GA (Geomagnetic Attitude).
Таким образом, на высоте 90-110 км над Утиноурой S-310-46 исследовала:
— состав, плотность и скорость частиц в нейтральной атмосфере (приборы NMS, IOG);
— состав, температуру и скорость ионов, а также плотность плазмы и температуру электронов в плазмосфере (IVA, NEI, FLP);
— электрическое поле (EFD);
— магнитное поле (MAG).
Основные характеристики ракет S-310
Полная длина, м |
7.1 |
Диаметр, м |
0.31 |
Стартовая масса, т |
0.7 |
Максимальная масса ПН, кг |
50 |
Максимальная высота полета, км |
150 |
Первая S-310 взмыла в воздух 20 января 1975 г. Ей уступили место на небе «Каппа-8L» (カッパ8L型ロケット, K-8L), летавшая в 1962-1966 гг., и плохо себя показавшая S-300. Кроме удачного испытания прототипа PT-300-1, поднявшегося на высоту 160 км в 1966 г., в двух из трех пусков S-300 (1969 г.) наблюдалось аномальное увеличение угла атаки (angle of attack). Эту недоработку исправили при создании S-310…
Получается, что 20 января 2025 г. Япония отпраздновала круглую дату – 50 лет первого запуска изделия серии S-310. Данные твердотопливные зондирующие ракеты состоят из одной ступени, имеют длину 7.1 м, диаметр 310 см, стартовую массу 700 кг, достигают высоты 150 км и могут взять с собой в полет 50 кг полезной нагрузки.
S-310 на текущий момент стартовала 42 раза с Утиноуры и 4 раза с норвежского полигона Andoya в Ню-Олесунн (о. Западный Шпицберген, архипелаг Шпицберген). Кроме того, в 1976-1985 гг. с японской круглогодичной антарктической научно-исследовательской станции Сёва (昭和基地) Институт полярных исследований NIPR (国立極地研究所, National Institute of Polar Research) запустил 12 ракет версии S-310JA. Все 58 полетов признаны успешными.

Японские антарктические станции (с правой верхней): Сёва, Мидзухо (みずほ基地), Купол Фудзи (ドームふじ基地) и Асука (あすか基地)
13 февраля 1976 г. сотрудники NIPR выполнили пуск S-310JA-1. Интересно, а ведь «полярная» версия S-310 была самой большой ракетой, когда-либо запускавшейся со станции Сёва, строительство которой завершилось к январю 1957 г. Первая S-310JA, пущенная под углом 80°, достигла высоты 215 км, и в полете изучила плотность электронов, температурные условия и наблюдала в HF- и VLF-спектрах ионосферу над Антарктикой.
Пуски S-310 в 2010-2020-х гг.
Номер ракеты |
Дата |
Цели |
S-310-46 |
15.07.2025 |
Изучение процесса образования Es-слоя в средних широтах ионосферы |
S-310-45 |
09.01.2020 |
Летная демонстрация высокоточной системы управления ориентацией ПН (инерциальная платформа) и технологии наблюдения на месте вдали от ракеты (малогабаритная зондирующая платформа) |
S-310-44 |
15.01.2016 |
Разъяснение явления нагревания ионосферной плазмы |
S-310-43 |
04.08.2014 |
Наблюдения поведения двухфазного потока и изучение свойств теплопередачи во время инерциального полета ракеты |
S-310-42 |
20.07.2013 |
Изучение разреженных верхних слоев атмосферы на высотах 70-300 км (на пару со стартовавшей 57 минутами позднее S-520-27) |
S-310-41 |
07.08.2012 |
Летная демонстрация небольшой надувной капсулы |
S-310-40 |
19.12.2011 |
Анализ распространения в ночное время радиоволн в средних широтах ионосферы и летная демонстрация комплексной бортовой системы управления (объединенная авионика) |
Евгений Рыжков
Источники
https://ja.wikipedia.org/wiki/S-300%E3%83%AD%E3%82%B1%E3%83%83%E3%83%88
https://ja.wikipedia.org/wiki/S-310%E3%83%AD%E3%82%B1%E3%83%83%E3%83%88
https://ja.wikipedia.org/wiki/%E3%82%AB%E3%83%83%E3%83%91%E3%83%AD%E3%82%B1%E3%83%83%E3%83%88
https://www.jaxa.jp/press/2025/05/20250513-2_j.html
https://x.com/Pleiades7go/status/1881093617814852062/photo/1
https://www.isas.jaxa.jp/home/kansoku/rocket/s310.html
https://www.isas.jaxa.jp/topics/002315.html
https://www.isas.jaxa.jp/home/kansoku/rocket/S-310-46/S-310-46.html
https://www.jaxa.jp/press/2025/07/20250715-3_j.html
https://www.jaxa.jp/projects/files/youtube/s-310-46/jaxa_doc01_20250715.pdf
https://x.com/Pleiades7go/status/1889816902924742696
https://x.com/niida_nz/status/1935077675699519603
https://global.honda/jp/topics/2025/c_2025-06-17c/image_download.html?from=topicslink_media
https://global.honda/jp/topics/2025/c_2025-06-17c.html
https://en.wikipedia.org/wiki/Falcon_9_prototypes#Grasshopper
https://news.yahoo.co.jp/articles/944102db4f68b9f91175e5ab4b532883c6518ae1
https://space-connect.jp/honda-rocket/
https://www.astroarts.co.jp/article/hl/a/14056_rocket
https://www.watch.impress.co.jp/docs/topic/2026428.html
https://hokkaidospaceport.com/news/1898