
17 июня 2025 г. в Центре космических запусков Цзюцюань прошло первое испытание системы аварийного спасения перспективного пилотируемого корабля «Мэнчжоу».
Корабль «Мэнчжоу» создается как многоцелевое средство и имеет два основных варианта: околоземный, с экипажем до семи человек, который может использоваться для транспортного обеспечения Китайской космической станции, и лунный «Мэнчжоу-Y» для осуществления пилотируемых экспедиций на Луну.

Красиво!
«Мэнчжоу» должен запускаться новым носителем «Чанчжэн-10» (CZ-10), который будет запускаться с космодрома Вэньчан. В конце 2023 г. там началась расчистка территории под строительство технического и стартового комплекса и соединяющей их дороги для вывоза «лунного» носителя. Судя по опубликованным фотографиям и видеозаписям, в настоящее время на техническом комплексе ведется строительство двух корпусов вертикальной сборки РН, а на новом стартовом комплексе №301 за первые пять месяцев 2025 года возведена башня обслуживания и ведется строительство мачт молниезащиты. Предполагается, что уже в 2026 г. состоится первый пуск РН CZ-10A в легком одноблочном варианте, способном вывести на орбиту «околоземную» версию «Мэнчжоу». После отработки CZ-10A с этого же старта будет запускаться тяжелая трехблочная версия, рассчитанная на отправку к Луне полезного груза массой до 27 тонн.

Панорама технической зоны космодрома Вэньчан, вид с северо-востока. Слева направо: строящийся МИК для РН класса CZ-8, существующие МИК №502 и №501, два новых МИК для лунной программы

Два МИК под носители семейства CZ-10. Вид с севера

Башня обслуживания на стартовом комплексе №301 по состоянию на 17 мая 2025 г.
Как и «Шэньчжоу», перспективный корабль оснащается головным блоком с системой аварийного спасения, гарантирующей увод корабля от аварийной ракеты как со стартовой площадки, так и на начальном этапе полета, путем запуска и работы твердотопливной двигательной установки. Программой создания «Мэнчжоу» предусмотрены испытания САС при уводе со старта и при срабатывании в полете в условиях максимального скоростного напора. Так было объявлено 13 июня 2025 г., и вот всего четыре дня спустя первый тест САС успешно проведен.

Изделие на стартовой позиции
Испытываемое изделие состояло из возвращаемого аппарата «Мэнчжоу» с рабочими средствами приземления и башенки системы аварийного спасения. Испытания проходили на площадке 95A космодрома Цзюцюань, откуда обычно запускаются твердотопливные носители. Пуск состоялся 17 июня 2025 г. в 12:30 по пекинскому времени (04:30 UTC). Четырехсопловой основной двигатель САС обеспечил подъем и набор скорости, а двигатели малой тяги в верхней части башенки – управление полетом. По окончании времени работы основного двигателя произошел разворот связки возвращаемым аппаратом вперед и его отделение за счет срабатывания РДТТ увода башенки САС. Несколько секунд ВА находился в режиме свободного падения, а затем были введены два вытяжных купола парашютной системы, обеспечившие условия для ввода трех основных куполов. На спуске прошел отстрел донного теплозащитного экрана и были надуты посадочные амортизаторы. В 12:32 ВА приземлился в нескольких километрах от точки старта и завалился набок.

Есть пуск!

Работает маршевый РДТТ

Увод САС, отделение ВА

Спуск

Касание
Испытание было объявлено полностью успешным. О сроках второго заявленного теста, о месте его проведения и используемом носителе не сообщалось.
Добавим для истории, что четверть века назад Цзюцюань уже был местом испытаний САС корабля «Шэньчжоу». Аналогичный по задачам пуск с уровня Земли – то, что у американцев называется Pad Abort – состоялся 19 октября 1998 г. До первого старта «Шэньчжоу» оставалось 13 месяцев…
Автор: Liss