Провидение направило вашего покорнейшего слугу в Республику Беларусь, и он, воспользовавшись такой распрекрасной возможностью, посетил Музей авиационной техники под открытым небом, созданный на базе Центрального аэроклуба ДОСААФ им. С.И. Грицевца. Предлагаем Вашему вниманию фотоотчет.

Уроженец деревни Боровцы Новогрудского уезда Минской губернии Российской империи Грицевец Сергей Иванович был летчиком-асом истребительной авиации 1930-х гг., и первым в СССР удостоился звания дважды Героя Советского Союза. В честь него и назвали Минский аэроклуб.

Первый и по совместительству крупнейший в стране музей такого рода открылся для посетителей 4 июля 2009 г. (формирование экспозиции началось в 2001 г.) на аэродроме рядом с деревней Боровая (Минский район, Минская область), где к тому времени разыскали и отреставрировали 25 летательных аппаратов, принадлежащих к разным эпохам. В 2008-2013 гг. экспозицию украшал Ли-2Т, ныне являющийся экспонатом Белорусского государственного музея истории Великой Отечественной войны. На похожем самолете Сталин летал на Тегеранскую конференцию, проходившую 28 ноября-1 декабря 1943 г.

В 2017 г. Минский аэроклуб переехал на новое место – аэродром Липки (ул. Липковская, 12А, Партизанский район, Минская область) совместного базирования МЧС и ДОСААФ. Тогда же все вновь поступающие в музей летательные аппараты доставлялись сразу на новое место. 23 сентября 2020 г. экспозицию стали постепенно перевозить из Боровой в Липки. 20 октября 2023 г., проработав почти 15 лет «на свежем воздухе», Музей приостановил работу, и той же осенью начали обустраивать пространство на новом аэродроме.

Под открытым небом

Наконец, 19 октября 2024 г. состоялось торжественное открытие Спортивно-патриотического центра, включающего Музей авиации и космонавтики и Парк активного отдыха, что приурочили к 90-летию образования Минского аэроклуба. Музей состоит из, собственно, Выставочного комплекса авиационной техники и павильона «Космос».

Что касается экспозиции под открытым небом, то в Липках собрали воздушные судна различных типов и разных эпох численностью под 50 единиц – планеры, аэробусы, истребители, бомбардировщики и другие пассажирские и военные самолеты и вертолеты. У каждого, а по-другому и не могло быть, своя история.

Все описывать не будем, скажем лишь, что на всеобщее обозрение выставлены советский штурмовик Су-25, многоцелевой истребитель четвертого поколения МиГ-29, военный «транспортник» Ан-26, тяжелый транспортный вертолет Ми-26, ударный вертолет Ми-24П, десантно-транспортный Ми-8Т и другие железные «птицы».

Особый интерес вызвал самолет с овальным крылом, «кольцеплан Нарушевича», вертолет «Беркут-ВЛ», наземный катапультный тренажер НКТЛ 29-39 и первый президентский борт Ту-154М, на котором с 1995 по 2016 гг. летали правительственные делегации Беларуси.

Некоторые экспонаты отсутствовали, возможно, на то у них была своя причина…

Частичка космоса

Признаться, при посещении данного места интересовали даже не «крылатые» экспонаты, хотя и они оказались превосходными, и среди них нашлась даже модель Як-18 – первого самолета Юрия Гагарина, а хотелось больше посмотреть на «космическую» составляющую Музея.

В павильоне «Космос» изложена краткая история космонавтики Беларуси и запущенные спутники «Синеокой».

Из представленной информации можно проследить «белорусский след» в истории космонавтики, в частности открыть для себя некоторые, не известные широкому кругу фамилии – Казимира Семеновича, Язепа Нарцизовича Дроздовича, Константина Васильевича Герчика, Бориса Владимировича Кита…

Разумеется, здесь есть и «железо» в виде спускаемого аппарата (СА) «Союза», использовавшегося в 1980-е гг. после возвращения из космоса в качестве макета для испытаний в технологических установках ЦНИИМАШа, а также настоящего СА «Союза-3», на котором 30 октября 1968 г. вернулся Георгий Тимофеевич Береговой, ложемент первого космонавта-уроженца Беларуси Петра Климука, макет КА разработки корпорации ВНИИЭМ и белорусской компании «Пеленг».

Также публика может изучить некоторые личные вещи, документы и прочие предметы Юрия Алексеевича Гагарина, Алексея Архиповича Леонова и четверки космонавтов «Синеокой»: Петра Ильича Климука, Владимира Васильевича Коваленка, Олега Викторовича Новицкого и Марины Витальевны Василевской.

Евгений Рыжков