4 ноября 2024 г. в 01:24:28 по пекинскому времени (3 ноября в 17:24:28 UTC) на посадочной площадке Дунфэн, примерно в 77 км к северу от стартового комплекса №91, совершил мягкую посадку спускаемый аппарат китайского космического корабля «Шэньчжоу-18». После 192-суточного полета на Землю вернулась шестая экспедиция на Китайской космической станции «Тяньгун» – командир Е Гуанфу и члены его экипажа Ли Цун и Ли Гуансу.
Пятью днями раньше, в ночь с 29 на 30 октября, на корабле «Шэньчжоу-19» на станцию «Тяньгун» пришла восьмая основная экспедиция (https://novosti-kosmonavtiki.ru/articles/205809/). После короткой пересменки 1 ноября Е Гуанфу передал права командира и символический ключ от станции вновь прибывшему Цаю Сюйчжэ, а 3 ноября в 16:12 пекинского времени (08:12 UTC) «Шэньчжоу-18» отстыковался от надирного стыковочного узла Базового блока «Тяньхэ». Станция осталась на орбите высотой 381.1×389.4 км, орбита корабля после отделения американцами не выдавалась.
Возвращение было спланировано в ночь на 4 ноября по стандартной схеме, применяемой в полетах на станцию «Тяньгун» с посадкой на площадке Дунфэн к северу от стартового комплекса космодрома Цзюцюань. В 00:34 пекинского времени на «Шэньчжоу» поступила команда, инициирующая процедуру спуска. Корабль немедленно выполнил разворот на 90° по рысканью и отделил орбитальный (бытовой) отсек, который остался на орбите, но по состоянию на 7 ноября все еще не обнаружен американцами и не внесен в каталог космических объектов.
Сразу после отделения орбитального отсека «Шэньчжоу-18» построил штатную ориентацию на торможение, и в 00:35:41 началась выдача тормозного импульса продолжительностью около 140 сек. Комбинация из приборно-агрегатного отсека и спускаемого аппарата была сведена с орбиты.
На высоте 145 км спускаемый аппарат и приборно-агрегатный отсек разделились. Вскоре после этого СА вошел в атмосферу и начиная с 01:06 сопровождался наземной камерой полигона Цзюцюань. Этап гашения орбитальной скорости прошел благополучно, и в 01:11 на «Шэньчжоу» была введена парашютная система. В 01:14 был отстрелен лобовой экран теплозащиты, спустя 9 секунд состоялась перецепка, а в 01:17 прошел слив остатков топлива двигателей системы управляемого спуска.
В последние минуты спуска был заметен довольно крупный разрыв полотна купола парашюта. Это уже второй такой случай за последнее время.
4 ноября в 01:24:28 пекинского времени (3 ноября в 17:24:28 UTC) спускаемый аппарат совершил мягкую посадку в точке с координатами 41°37’49’’с.ш., 100°03’42’’в.д. Как и большинство кораблей, возвращающихся с китайской станции, он приземлился на землях пастуха Вэя Цилэгэци. Лишь при посадке «Шэньчжоу-13» сильный ветер унес спускаемый аппарат немного восточнее, на участок соседа.
Спускаемый аппарат лег набок, что облегчило эвакуацию космонавтов. В 02:06 из СА достали и посадили в кресло командира Е Гуанфу, в 02:10 Ли Суна и в 02:15 Ли Гуансу. По традиции к каждому подпускали на пару минут корреспондента китайского телевидения, а затем кресло с космонавтом уносили в медицинскую машину с соответствующим номером для первичного обследования. Утром 4 ноября экипаж был доставлен в Пекин, где пройдет послеполетную реабилитацию.
Продолжительность полета «Шэньчжоу-18» и седьмой экспедиции составила 192 сут 05 час 25 мин 28 сек, а Е Гуанфу первым из китайских космонавтов преодолел годовой рубеж по суммарной длительности полетов, набрав за две экспедиции 374 сут 14 час 58 мин 12 сек. «Я уверен, что этот рекорд будет побит в ближайшем будущем», – сказал он корреспонденту телевидения на месте приземления.
Напомним, что «Шэньчжоу-18» стартовал 25 апреля 2024 г. в 20:59 пекинского времени и через 7 час 33 мин пристыковался к китайской станции. 28 апреля Тан Хунбо передал права командира станции вновь прибывшему Е Гуанфу, а 30 апреля «Шэньчжоу-17» отстыковался и пошел на посадку.
Космонавтам «Шэньчжоу-18» было запланировано более 90 экспериментов научного и прикладного назначения, а также шесть операций по выносу и возвращению научной аппаратуры через служебную шлюзовую камеру.
Очень интересным был биологический эксперимент с искусственной экосистемой, в которую входили рыбки данио рерио и растение роголистник. Аквариум емкостью 1.25 л с четырьмя рыбками был доставлен на станцию на «Шэньчжоу-18» и помещен в экспериментальную камеру бортовой установки для биологических исследований, позволяющую кормить рыбок и забирать отложенную ими икру. 19 мая представители Китайской АН сообщили, что рыбки живы, но демонстрируют нарушения в режимах передвижения – плавают брюхом кверху, кругами и по спирали. Экипаж уже успел заменить кормушку и дважды взял пробы воды из аквариума. Это был первый опыт развития позвоночных в условиях космического полета на китайской станции.
Еще один новый эксперимент был связан с функционированием в невесомости стволовых клеток и выявлением механизма адаптации ростка к новым условиям. Более 100 семян арабидопсиса росли и развивались в течение четырех недель, после чего растения заморозили до -80°C для доставки на Землю. Экипаж также выращивал томаты черри и латук, часть которого пошла в рацион питания.
28 мая Е Гуанфу и Ли Гуансу вышли в открытый космос из модуля «Вэньтянь». Космонавты монтировали панели микрометеоритной защиты над трубопроводами и кабелями, проложенными по внешней поверхности станции, и наиболее важными приборами, а также провели контрольный осмотр всех модулей. Работа продолжалась около 8.5 часов – дольше, чем любой предыдущий китайский выход – и завершились в 18:58 пекинского времени.
В последующие недели космонавты вели техническое обслуживание экспериментальных стоек и установку компонентов и мониторинг условий среды. Проводились эксперименты по материаловедению, физике горения, физике жидкости, где роль экипажа обычно сводилась к замене образцов и техническому обслуживанию, а также по космической биологии и медицине. 17 июня был выпущен видеоотчет о тренировках мускулов и об измерениях силы рук членов экипажа. Космонавты также провели нагрузочные функциональные тесты сердечной и дыхательной системы и сняли электроэнцефалограмму.
Второй выход состоялся 3 июля с задачами, аналогичными первому, но продлился только 6.5 часов. За бортом работали Е Гуанфу и Ли Цун, а Ли Гуансу помогал им манипулятором. Синьхуа назвало только время окончания выхода – 22:51 пекинского времени.
8 августа на борту состоялись шуточные олимпийские игры – космонавты изображали эстафетный бег, плавание и тяжелую атлетику и играли в пинг-понг. Более серьезными мероприятиями была проверка пожарной сигнализации и регулярные медобследования с измерением кровяного давления, частоты сердечных сокращений и функции легких, а также с забором образцов крови.
3 сентября Канцелярия пилотируемой программы рассказала о бесконтейнерной обработке материалов с плавлением образцов, подвешенных в центре рабочей камеры электростатическим полем, а 12 сентября – о методах мониторинга когнитивных способностей. Экипаж неоднократно выполнял оценку принятия решений в смоделированной аварийной ситуации, включая тесты когнитивных способностей, восприятия риска и стиля принятия решений. Специалисты на Земле изучали влияние различных факторов, в том числе времени от начала полета, эмоционального состояния и рабочей нагрузки.
В День образования КНР и следующие за ним каникулы экипаж «старался поддерживать регулярный и упорядоченный режим работы и жизни» и уделял много времени «выполнению сложных задач» – увы, без расшифровки таковых.
Перед прибытием новой экспедиции экипаж привел станцию в порядок, убрал часть растений и заменил воду в «космическом саду» и посадил латук для команды Цая Сюйчжэ.
На «Шэньчжоу-18» с орбиты вернулась седьмая порция результатов проведенных экспериментов суммарной массой 34.6 кг. Она включала микроорганизмы (метаногенные археи, радиорезистентные микроорганизмы, литотрофы и лишайники), жаропрочные сплавы, оптоволокно и оптические покрытия, наночастицы от сжигания метана, а всего 55 типов образцов по 28 научным проектам в области космической биологии и медицины, материаловедения, физики горения и др.
Автор: Liss