Пусковые контракты JAXA с частными компаниями, новости стартапа IST, переход Ваката Коити в Axiom Space и будущая высадка японцев на Луну.
В помощь JAXA
В марте Японское агентство аэрокосмических исследований впервые подписало базовые соглашения с несколькими компаниями по программе JAXA-SMASH (JAXA-Small Satellite Rush), направленной на развитие направления запуска микроспутников в интересах промышленности, научных учреждений и правительства. Каждый год объявляется конкурс на новые проекты, и выбранные малые аппараты, которые разрабатывают в течение двух лет, потом доставляют на орбиту через пусковой сервис JAXA.
Для ускорения «вхождения» малых/средний компаний и стартапов в отрасль и ее коммерциализации и была придумана SMASH. Итак, теперь Японскому агентству на поприще запусков будут помогать:
— основанная в 1982 г. торговая компания Mitsui Bussan Aerospace (三井物産エアロスペース), работающая в авиакосмической и оборонной сферах;
— созданная в 2003 г. компания Interstellar Technologies/IST (インターステラテクノロジズ );
— образованный в 2018 г. молодой пусковой стартап Space One (スペース ワン );
— учрежденный в 2017 г. тоже «свеженький» участник Space BD, специализирующийся на пусках и спутникостроении.
В самом начале весны предпоследний победитель конкурса SMASH успел «отличиться», показав себя не с лучшей стороны – 3 марта Space One предпринял попытку испытательного пуска легкой ракеты Kairos (Kii-based Advanced & Instant ROcket System) с площадки «Космопорта Кии» (SPACE PORT Kii), п. Кусимото, преф. Вакаяма, п/о Кии, регион Кинки, которая привела к «летальному» для носителя исходу (https://novosti-kosmonavtiki.ru/articles/203979/).
«Сотня» → «Обнуление» → «Десятикратно»
Данные соглашения с «частниками» натолкнули на мысль осветить положение дел у нашего старого приятеля Interstellar Technologies, о котором мы давненько не вспоминали (https://novosti-kosmonavtiki.ru/articles/83428/).
IST семь раз пускала прототип первой японской частной ракеты-носителя сверхлегкого класса Momo (百, «Сто»), четырежды аварийно и трижды успешно. Последний старт был довольно давно – летом 2021 г. (https://novosti-kosmonavtiki.ru/articles/82044/).
Характеристики ZERO
Длина, м | 32 |
Диаметр, м | 2.3 |
Стартовая масса, т | 71 |
Двигатели первой ступени, единиц | 9 |
Двигатели второй ступени, единиц | 1 |
Максимальная проектируемая грузоподъемность, кг:
— НОО — ССО |
800 250 |
Деятельность компании зондирующей «Сотней» не ограничена. Разрабатывается двухступенчатый жидкостный носитель ZERO для вывода малых спутников в космос, дебютирующий в 2024 ф.г. или позже. Его двигатели будут работать на метане-жидком кислороде.
25-28 апреля 2022 г. проводились испытания турбонасосного агрегата длиной 35 см и диаметром 30 см – «сердца» двигателя ZERO. «Момо» в противовес новой РН была «бессердечной», ее конструкция данного «органа» не предусматривала.
2 июня – 2 августа испытывался газогенератор длиной 23 см, диаметром 21 см и массой около 2 кг, а 6-21 октября на прочность проверялся конструкторский макет некоторых компонентов ZERO. 6 декабря пришел черед карданова подвеса системы управления ракеты подтвердить свои характеристики.
2023 год начался для ZERO испытаниями на сброс обтекателя (10 февраля), а 21 июля японский стартап объявил о решении заправлять разрабатываемую ракету жидким биометаном (liquid biomethane) – горючим, получаемым из коровьего, простите, навоза.
Затем последовали огневые стендовые испытания (ОСИ) двигателя ZERO с говорящим названием COSMOS, начавшиеся 28 ноября и завершившиеся в январе 2024 г. 11-13 декабря вдобавок проверили топливный бак путем нагнетания давления и испытали его на разрушение.
Кроме того, в октябре того года начались испытания на холодную работу ТНА (планировалось завершить в апреле 2024 г.).
Однако именно 24 января 2023 г. компания сделала громкий анонс, объявив о начале разработки первой в Японии частной ракеты для развертывания группировок малых КА. Начало эксплуатации двухступенчатой крупногабаритной DECA (греч., «увеличение в 10 раз») с многоразовой первой ступенью планируется на середину 2030-х годов.
Название «Дека» содержит несколько смыслов:
— внедряемые технологии будут на порядок (раз в десять) выше, чем у ZERO;
— почти десятикратное (скорее всего, по сравнению с H3) снижение стоимости (видимо, имеются в виду затраты на производство самой ракеты), поставленное Японией в качестве цели летом 2022 г. и подразумевающее тесную работу JAXA с коммерческим сектором;
— иероглиф «десять» (十) содержится в названии округа Токати (十勝) губернаторства Хоккайдо, в поселке Тайки которого и находится стартовая площадка IST;
— выведение ПН не будет ограничено околоземной орбитой, на что только и будет способна ZERO, но распространится «на порядок дальше» – в дальний космос;
— проект рассчитан на 10 лет (с 2023 г.).
ZERO и DECA будут стартовать с «Космопорта Хоккайдо» HOSPO (Hokkaido Spaceport) (https://novosti-kosmonavtiki.ru/articles/80821/).
Ваката Коити. Побывает еще в космосе?
31 марта Ваката Коити (若田 光一) выбыл из японского отряда (JAXA Astronaut Group/JAXA Astronaut Corps) по собственному желанию, уступив дорогу молодежи и официально перейдя в категорию бывших астронавтов (元・JAXA宇宙飛行士).
Первый командир МКС от Японии (39-я экспедиция) ушел «непобежденным чемпионом», сохранив за собой первенство по суммарной длительности пребывания на МКС (482 сут 15 ч 57 мин) и по суммарному налету в космосе (504 сут 18 ч 35 мин) (оба рекорда среди японцев).
Что не менее значимо, Ваката являлся мировым рекордсменом по нахождению в отряде среди действующих астронавтов, прожив долгую жизнь в JAXA Astronaut Corps длиною в 31 год, 11 месяцев и 3 дня (с 28 апреля 1992 г.).
8 апреля, «не выдержав» и полумесяца, опытнейший японец примкнул к Axiom Space в качестве астронавта и главного технического директора по Азиатско-Тихоокеанскому региону.
Полетать он, конечно, охотник. За плечами пять орбитальных командировок, но «Молодое заливное (рисовое) поле» (дословно так переводится «Ваката», 若田) готов «впахивать» и дальше. Надеемся на продолжение его активной космической деятельности и новые рекорды, а также внесение личного вклада в развитие частной пилотируемой космонавтики на низкой околоземной и более дальних орбитах.
В японском отряде теперь пять человек, и двое должны быть зачислены после окончания общекосмической подготовки в ноябре 2024 г. (https://novosti-kosmonavtiki.ru/articles/203879/).
Кто в настоящее время командир отряда, выявить не удалось.
Луна светит на Востоке
10 апреля по японскому времени (9 апреля по местному) глава Министерства образования, культуры, спорта, науки и технологий Японии MEXT или «Монбу» (文部科学省) Морияма Масахито (盛山 正仁) и администратор американского агентства Клэренс Уильям Нельсон II (Clarens William Nelson II) в штаб-квартире NASA им. Мэри У. Джексон (Mary W. Jackson NASA Headquarters) в Вашингтоне (округ Колумбия) достигли соглашения по пилотируемому освоению Луны. Глава JAXA Ямакава Хироси (山川 宏) и действующие астронавты Хосидэ Акихико (星出 彰彦) и Кейла Джейн Сакс Бэррон (Kayla Jane Sax Barron) тоже присутствовали на данном событии.
Это первый документ, подписанный в рамках «Рамочного соглашения между правительствами Японии и США о сотрудничестве в области освоения и мирного использования космического пространства, включая Луну и другие небесные тела» (Framework Agreement Between the Government of Japan and the Government of the United States of America for Cooperation in Space Exploration and Use of Outer Space, Including the Moon and Other Celestial Bodies, For Peaceful Purposes), заключенного в январе 2023 г.
Японская сторона предоставит герметичный ровер LUNAR CRUISER для освоения Селены в управляемом людьми и в роботизированном вариантах, а от США потребуется запустить и доставить его на поверхность осваиваемого небесного тела, а также осуществить высадку двух японцев на Луну. И причем представители данного народа могут стать первыми после американцев, чья подошва ботинок на веки вечные отпечатается на нашей небесной соседке.
В названии ровера улавливается отсылка к «Крейсеру», либо «Крузеру» (разновидность мотоциклов) или «Круизеру» (тип велосипеда), а может и к «Круизному автомобилю» для туристско-исследовательского посещения различных мест…
Как бы то ни было, «Лунный крейсер» с десятилетним ресурсом прочности, позволит двум пассажирам удаляться от посадочного модуля на большие расстояния и проводить какие потребуется изыскания в течение 30 суток, то есть довольно порядочное по лунным освоенческим меркам время. Он будет «служить» в качестве передвижного жилого отсека-лаборатории.
На данный момент NASA планирует задействовать японский ровер в научной программе Artemis VII, а значит, не ранее 2032 г., и в последующих миссиях тоже.
По части высадки, это не неожиданная новость, так как все к этому шло с июля 2020 г. Тогда другие главы «Монбу» и NASA – Хагиуда Коити (萩生田 光一) и Джеймс Фредерик Брайденстайн (James Frederick Bridenstine) – подписали декларацию о намерениях по совместному освоению Луны, после чего первый сообщил, что сделан первый шаг к посещению японцами этого небесного тела (https://novosti-kosmonavtiki.ru/articles/77134/).
Сейчас же это дело «оформилось» официально, и началась реальная подготовка к осуществлению дерзновенного замысла.
Кто полетит на Луну из пяти человек японского отряда и двух кандидатов в астронавты, кажется бесполезным гадать, так как к тому времени еще многое может поменяться в JAXA Astronaut Corps. Но интересно, что все семеро оставили комментарии под соответствующим официальным релизом, что намекает на наличие здоровой конкуренции и решимость каждого из них стать тем, кого запомнит весь мир.
Евгений Рыжков
Источники
https://aerospacebiz.jaxa.jp/jaxa-smash/launch-service/#i20240326
https://www.istellartech.com/news/press/8724
https://www.istellartech.com/news/press/7048
https://www.istellartech.com/news/press/7024
https://www.istellartech.com/news/press/6996
https://www.istellartech.com/news/press/6981
https://www.istellartech.com/news/press/7644
https://www.istellartech.com/news/press/8180
https://www.istellartech.com/news/press/8528
https://www.istellartech.com/news/press/8701
https://www.istellartech.com/news/press/6011
https://www.mext.go.jp/content/220707-mxt_uchukai01-000023863_2-1.pdf
https://humans-in-space.jaxa.jp/news/detail/003923.html
https://www.jaxa.jp/topics/2024/index_j.html#news21969
https://www.jaxa.jp/press/2024/03/20240329-1_j.html
https://humans-in-space.jaxa.jp/news/detail/003911.html
https://www.mitsubishielectric.co.jp/me/dspace/column/c2404_1.html
https://www.exploration.jaxa.jp/news/newspage/20240411.html
https://www.mext.go.jp/a_menu/kaihatu/space/jigyou/detail/1347482_00017.html