20 марта в 08:31:28.152 по пекинскому времени с пусковой установки №201 площадки Вэньчан произведен пуск РН «Чанчжэн-8» (CZ-8 №Y3) с космическим аппаратом-ретранслятором «Цюэцяо-2» в интересах лунной программы КНР и связкой из двух попутных микроспутников «Тяньду» для экспериментов на окололунной орбите. Они были успешно выведены на расчетную сильно вытянутую эллиптическую орбиту спутника Земли высотой от 200 км в перигее до 420000 км в апогее.

Пуск РН CZ-8 20 марта 2024 г.

«Цюэцяо-2» (鹊桥二号, Queqiao 2) предназначен для обеспечения доставки грунта с обратной стороны Луны комплексом «Чанъэ-6» и работы последующих аппаратов в южнополярной области земного спутника в рамках четвертого этапа китайской программы исследования Луны автоматическими КА, окончательно утвержденного в декабре 2021 г.

Красный экран успешного старта

Необходимость в таком спутнике-ретрансляторе впервые возникла при подготовке экспедиции «Чанъэ-4» с луноходом на обратную сторону Луны. Аппарат «Цюэцяо» был запущен 21 мая 2018 г. (см. «Новости космонавтики» №7, 2018) и в итоге выведен на гало-орбиту вокруг точки Лагранжа L2 системы Земля – Луна. Он обеспечил прилунение «Чанъэ-4» в кратере фон Карман 3 января 2019 г. (см. «Русский космос» №2, 2019), сход ровера «Юйту-2» и его работу на протяжении пяти следующих лет. Луноход движется мучительно медленно и к сентябрю 2023 г. преодолел только 1568.4 метра пути, удалившись примерно на километр в направлении на северо-запад от посадочного аппарата.

В конце 2020 года комплекс «Чанъэ-5» успешно доставил 1731 грамм лунного грунта, и в апреле 2021 г. было принято и объявлено решение отправить дублирующий комплекс «Чанъэ-6» за грунтом обратной стороны Луны. К этому моменту «Цюэцяо» уже выработал свой трехлетний срок службы, поэтому было принято решение создать и запустить новый ретранслятор «Цюэцяо-2» для обеспечения выполнения этой новой задачи и перспективных миссий «Чанъэ-7» и «Чанъэ-8» в южную полярную область Луны.

Он также сможет взять на себя продолжающуюся работу с «Чанъэ-4» и «Юйту-2», хотя первый «Цюэцяо» все еще эксплуатируется. Строго говоря, верно и обратное: действующий ретранслятор в принципе способен обеспечить полета «Чанъэ-6», тем более что больших потоков данных с него не предвидится. Но, конечно, с новым и более мощным аппаратом работать будет легче.

«Цюэцяо-2» летит к Луне в представлении художника

«Цюэцяо-2» создан Китайской исследовательской академией космической техники CAST (подразделение «Хантянь Дунфанхун») на платформе CAST-2000 и имеет стартовую массу 1200 кг против 448 кг у первого аппарата. Корпус прямоугольной формы несет две ориентируемые двухсекционные солнечные батареи, выдающие мощность до 1350 Вт. Энергия запасается в аккумуляторной батарее емкостью 135 А-час. Напряжение бортовой сети 30.5 В. Двигательная установка включает бак емкостью 606 л с 488 кг гидразина и 20 двигателей: 8 тягой по 20 Н для маневрирования, 8 по 5 Н и 4 по 1 Н для ориентации. Система ориентации трехосная с точностью лучше 0.03°. Командно-телеметрическая система работает в S-диапазоне (формат USB) со скоростями 2000 бит/с «вверх» и 4096 бит/с «вниз». Заявленный срок службы КА – 8 лет.

Установка «Цюэцяо-2» на РН

Целевая полезная нагрузка обеспечивает радиообмен лунных аппаратов с Землей. Основная антенна с зонтичным рефлектором диаметром 4.2 м предназначена для связи с лунными КА в диапазонах X и УКВ; на объект она наводится разворотом всего спутника. Антенна диаметром 0.6 м с двухстепенным приводом работает с наземными станциями на Земле в диапазонах S и Ka. Заявленные величины пропускной способности таковы:

• От «Цюэцяо-2» к лунному аппарату – 125/500/1000 бит/с;
  • От лунного аппарата через всенаправленную антенну к «Цюэцяо-2» – 0.7–50 кбит/с;
  •  От лунного аппарата через направленную антенну к «Цюэцяо-2» – 140–5000 кбит/с;
  • От «Цюэцяо-2» к наземной станции в S-диапазоне – 1/3/6 Мбит/с;
  • От «Цюэцяо-2» к наземной станции в Ka-диапазоне – 10/50/100/300/500 Мбит/с.

«Цюэцяо-2» был доставлен в Вэньчан авиатранспортом 2 февраля, подготовлен и запущен по графику. Развертывание солнечных батарей и основной антенны контролировалось в ходе телевизионной трансляции.

Перелет «Цюэцяо-2» от Земли до Луны по плану продолжится около 4 суток, предусмотрена одна коррекция траектории. Аппарат сначала выводится на орбиту захвата с апоцентром около 100000 км и периодом 10 суток, а затем серией последовательных коррекций переводится на рабочую орбиту. Для «Цюэцяо-2» это высокоэллиптическая орбита спутника Луны с высотой перицентра 200 км и апоцентра 16000 км, с периодом 24 часа. Перицентр находится над северной полярной областью, наклонение составляет 62.4°.

Схема выхода на окололунную орбиту

Дополнение: 25 марта в 00:46 пекинского времени на высоте 440 км над Луной «Цюэцяо-2» начал торможение и через 19 минут был успешно выведен на орбиту захвата.

По завершении в конце июня 2024 г. работы с «Чанъэ-6» аппарат предстоит перевести на орбиту с периодом 12 часов для обслуживания «Чанъэ-7» (2026), «Чанъэ-8» (2028) и, возможно, аппаратов других стран. Эта орбита относится к категории «замороженных» – ее параметры остаются постоянными, а коррекции не требуются, что гарантирует длительное баллистическое существование спутника.

Хотя «Цюэцяо-2» заявлен как аппарат обеспечения, он несет аппаратуру для попутных научных исследований:

• Камера крайнего ультрафиолетового диапазона;
  • Построитель изображения в нейтральных атомах;
  • Высокостабильный передатчик в составе бортового радиокомплекса для работы в системе радиоинтерферометрии со сверхдлинной базой VLBI.

Имя «Цюэцяо-2» (буквально «Сорочий мост») апеллирует к старинной китайской легенде о бедном пастухе Нюлане и ткачихе Чжинюй, седьмой дочери богини Неба Сиванму, которые полюбили друг друга. Когда богиня обнаружила, что ее дочь переселилась на Землю и вышла замуж, она разлучила пару, обратив юношу в звезду Альтаир, а девушку – в Вегу и расположив их по разные стороны Небесной реки – Млечного пути. Услышав, однако, как горько плачут Нюлан и его дети, Сиванму смилостивилась и разрешила им встречаться раз в год, в седьмой день седьмого месяца традиционного китайского календаря. В этот день все сороки на Земле поднимаются в небо и, соединив свои крылья, образуют мост над Небесной рекой, чтобы влюбленные могли встретиться.

Эмблема «Тяньду»

Проектный облик двух «Тяньду»

Попутчиками «Цюэцяо-2» в пути к Луне являются микроспутники «Тяньду-1» (天都一号, Tiandu 1) и «Тяньду-2» (天都二号, Tiandu 2) для экспериментов в области космической навигации и связи. Название их буквально переводится как «град небесный», а поэтически – как «обитель богов», но владелец соотносит это имя с пиком Тяньду в горах Хуаншань провинции Аньхой. Спутники спроектированы и изготовлены по заказу Лаборатории изучения дальнего космоса, находящейся в ведении Китайской национальной космической администрации. Лаборатория находится в Хэфэе, столице вышеназванной провинции, ее возглавляет академик У Вэйжэнь (吴伟仁), а руководителем работ по «Тяньду» является Чэнь Сяо (陈晓).

Разработчики «Тяньду-1» из Шанхая

Первый КА массой 61 кг изготовлен Шанхайской исследовательской академией космической техники SAST, а второй массой 15 кг – Харбинским технологическим институтом. «Тяньду-1» несет интегрированную связную систему Ka-диапазона, космический маршрутизатор, лазерный отражатель для измерения дальности и другую аппаратуру; для «Тяньду-2» заявлена только система связи. Каждый из КА оснащен 12 двигателями ориентации Шестой академии.

Два «Тяньду» ждут основной полезный груз

Спутники были приняты и допущены к транспортировке на полигон 3 февраля. Два аппарата отделились от последней ступени РН через 120 сек после основного КА и летят к Луне как единое целое, а разделятся уже на эллиптической окололунной орбите. Им предстоит совместный полет на расстоянии порядка 200 км с отработкой гетерогенной калибровки навигационных средств, надежной передачи и маршрутизации в системе связи с Землей, а также межспутниковой связи в Ka-диапазоне и режимов модуляции для измерения дальности.

Комплекс из двух «Тяньду» над Луной

Дополнение: Блок из двух «Тяньду» начал торможение 25 марта в 01:32 пекинского и в 01:43 вышел на орбиту захвата с трехсуточным периодом.

Носитель CZ-8 был впервые применен для запуска к Луне, куда может отправить полезный груз массой до 1300 кг. Ракета за номером Y3 аналогична по конструкции первому изделию серии и официально описывается обозначением 822(HO). Это означает, что к центральному блоку диаметром 3.35 м с двумя ЖРД YF-100 крепятся два стартовых ускорителя диаметром 2.25 м с одним YF-100 на каждом, а трехметровая вторая ступень оснащена двумя кислородно-водородными ЖРД YF-75 тягой по 8 тс. Головной обтекатель имеет диаметр 4.2 м при высоте 8 м. (Ракета Y2 относилась к типу 820(HO), то есть запускалась без ускорителей). Главным конструктором ракеты является Сун Чжэнъюй (宋征宇), главнокомандующим – Сяо Юнь (肖耘); она выпускается тяньцзиньским филиалом пекинского предприятия «Шоуду».

Выгрузка контейнеров с РН на Вэньчане 22 февраля 2024 г.

Контейнеры с частями ракеты были загружены 14 февраля в Тяньцзине на специализированный корабль «Юаньван-22» и 22 февраля доставлены в порт Цинлун на острове Хайнань, откуда перевезены автотранспортом на космодром. Полигонный цикл подготовки был ужат до 23 суток, и уже утром 17 марта собранную и испытанную ракету с космической головной частью вывезли на старт. Пуск был возможен на протяжении трех суток подряд, по два стартовых окна каждый день.

Носитель на старте 17 марта 2024 г.

Дата старта стала известна 15 марта из уведомлений о закрытии для полетов районов падения отделяющихся частей в зоне ответственности Центра управления воздушным движением в Маниле (Филиппины). Китайское телевидение вело прямой репортаж о старте к Луне и выведении КА, которое продолжалось 24 минуты.

Пуск РН CZ-8 20 марта 2024 г.

Это был 586-й китайский космический пуск и 512-й в истории ракет семейства «Великий поход», в том числе 28-й с площадки Вэньчан Центра космических запусков Сичан.