13 марта 2024 г. в 20:51 пекинского времени (12:51 UTC) со стартового комплекса №3 Центра космических запусков Сичан был произведен пуск РН «Чанчжэн-2C» (CZ-2C) с разгонным блоком «Юаньчжэн-1S» (YZ-1S) и двумя китайскими научно-экспериментальными аппаратами DRO-A и DRO-B, которые предназначались для работы на орбите вокруг Луны.

Двухступенчатая ракета CZ-2C отработала нормально, а вот разгонный блок отработал нештатно и не смог доставить спутники на расчетную орбиту. Официальное агентство Синьхуа сообщило об аварии через 19 часов после старта, добавив, что в настоящее время ведутся работы по утилизации спутников.

Пуск РН CZ-2C 13 марта 2024 г.

Если воспринимать сообщение Синьхуа буквально, то КА были выведены на некоторую орбиту, существенно отличающуюся от расчетной, так что данный старт следует классифицировать как аварийный орбитальный пуск. Китайские СМИ не сообщили параметры ни для расчетной орбиты, ни для фактической. Американское Космическое командование спустя сутки после старта не выдало информации о появлении на орбите каких-либо новых объектов после новозеландского запуска 12 марта 2024 г. и после отделения грузового отсека пилотируемого корабля Crew Dragon (США).

Лишь 15 марта американцы внесли в каталог два объекта от китайского старта с номерами 59228 и 59229 на одинаковых орбитах наклонением 28.2° и высотой 263×277 км, а еще через пару дней нашли объект A на новой орбите наклонением 27.7° и высотой 525×132578 км. Можно предположить, что это РБ YZ-1S со спутниками; какова будет его и их дальнейшая судьба, пока неясно.

Траектория выведения проходила над островом Тайвань, и тамошнее Министерство обороны отчиталось о сопровождении ракеты практически в реальном времени

Как мы уже сообщали, обозначение DRO образовано от англоязычного названия Distant Retrograde Orbit и относится к высокой ретроградной орбите спутника Луны. В данном случае речь идет об эксперименте Академии наук Китая с использованием трех спутников – одного на низкой околоземной орбите и двух на окололунной. Цель эксперимента состоит в проверке метода дифференциальной навигации двух лунных КА DRO-A и DRO-B посредством одновременных радиотехнических измерений с третьего аппарата DRO-L, обращающегося по низкой околоземной орбите.

Схема космического эксперимента DRO

Спутник DRO-L, созданный академической Инновационной исследовательской академией микроспутников в Шанхае и имеющий внутреннее обозначение «Чуансинь-17» №01 (创新十七01星, Chuangxin 17 01), был успешно выведен на солнечно-синхронную орбиту высотой чуть более 500 км 3 февраля 2024 г. в ходе группового запуска носителем «Цзелун-3» (SD-3 №Y3; https://novosti-kosmonavtiki.ru/articles/203459/).

Размещение датчиков GTP на КА DRO-A

Помимо целевой аппаратуры, аппарат DRO-A был оснащен монитором транзиентных событий в гамма-диапазоне GTM (Gamma-ray Transient Monitor), способным обнаруживать всплески гамма-излучения в диапазоне энергий от 20 кэВ до 1 МэВ. Преимуществом детектирования событий при полете на высоте 50000–100000 км над Луной является доступ ко всей небесной сфере и отсутствие помех от Бразильской магнитной аномалии. Прибор GTM построен на базе «железа» и программно-математического обеспечения проекта GECAM. Он включает пять детектирующих модулей GTP с полусферическим полем зрения и работает по двухканальной схеме совпадений.

Следует подчеркнуть, что утраченные аппараты DRO-A и DRO-B не имеют ничего общего с малыми спутниками «Тяньду-1» и «Тяньду-2», которые должны быть доставлены на окололунную орбиту позднее в этом месяце вместе со спутником-ретранслятором «Цюэцяо-2». Аппараты «Тяньду» спроектированы Исследовательской лабораторией дальнего космоса в системе Китайской национальной космической администрации и предназначены для экспериментов по лазерному измерению расстояний между двумя КА и между ними и Землей в интересах перспективной системы связи и навигации в окололунном пространстве.