11 января 2024 г. в 11:52 пекинского времени (03:52 UTC) с площадки №95A Центра космических запусков Тайюань был произведен пуск носителя «Куайчжоу-1A» (KZ-1A №Y24) с космическим аппаратом «Тяньсин-1» №02 (天行一号02星, Tianxing-1 02, TX-1 02), который был успешно выведен на очень низкую солнечно-синхронную орбиту с параметрами:

* наклонение – 95.12°;

* минимальная высота – 283.2 км;

* максимальная высота – 350.2 км;

* период обращения – 90.86 мин;

* местное время прохождения нисходящего узла – 10:20.

Пуск РН KZ-1A 11 января 2024 г.

В американском космическом каталоге спутник получил номер 58756 и международное обозначение 2024-008A.

В официальном сообщении о запуске было сказано, что аппарат будет использоваться для экспериментов, таких как зондирование космической среды. Инновационная исследовательская академия микроспутников в Шанхае сообщила, что «Тяньсин-1» №02 является ее разработкой. Он стал 99-м спутником в послужном списке академической фирмы, а его запуск – 53-м стартом с КА ИИАМ.

Команда разработчиков в Цзюцюане

На официально распространенной фотографии команда разработчиков позирует с флагом, на котором выписано внутреннее обозначение аппарата – CX-15 №02. Тем самым ИИАМ подтвердила его родство с первым КА по имени «Тяньсин-1», который был запущен таким же носителем 22 июня 2022 г. (https://novosti-kosmonavtiki.ru/articles/83974/) и с аналогичными заявленными задачами.

Напомним, что буквы CX являются отсылкой к названию «Чуансинь» (创新, Chuangxin), что означает «Инновация». С ним разработчик дебютировал в октябре 2003 года, и его же включил со временем в наименование компании. От первоначального CX-1 ряд внутренних обозначений дошел уже до CX-20, но не все из них сопоставлены с конкретными КА, а некоторые, вероятно, не были доведены до запуска.

Первый «Тяньсинь-1» часто маневрировал на протяжении своего полета, поддерживая среднюю высоту 285–290 км в условиях сильного торможения в верхних слоях атмосферы. По орбитальным данным читаются 33 коррекции, последняя из которых была выполнена 15 февраля 2023 г. Затем КА неуправляемо снижался и уже 28 марта естественным образом сошел с орбиты.

Институт механики Китайской АН также опубликовал сообщение о запуске второго КА, в котором назвал его разработчиками себя и шанхайский ИИАМ. К сожалению, пресс-служба Института механики не уточнила распределение обязанностей: был ли он заказчиком, а ИИАМ подрядчиком, или, быть может, имела место кооперация, в которой Академия микроспутников отвечала за служебный борт, а Институт механики – за полезную нагрузку. Более вероятным представляется первый вариант; кроме того, судя по схеме окраски носителя, это коммерческий, а не бюджетный проект.

Красный экран успешного старта

Для коммерческого твердотопливного носителя KZ-1A это был уже 26-й пуск, причем четыре последних старта были выполнены подряд, на протяжении всего 18 суток. Ракета создана предприятиями Китайской корпорации космической науки и промышленности CASIC и эксплуатируется Космической ракетной технической компанией «Кэгун», работающей под брендом ExPace. Носитель имеет заявленную грузоподъемность 300 кг на низкую околоземную орбиту и 200 кг на типовую солнечно-синхронную орбиту высотой 700 км.

Этот носитель стартовал 11 января 2024 г.

О предстоящем старте стало известно из уведомлений о закрытии двух районов падения отделяющихся частей на территории КНР, выпущенных 9 января. Хотя эти районы почти точно совпадали с заявленными под пуск 5 января, наши коллеги с форума nasaspaceflight.com почему-то приписали их ракете «Церера-1».