4 декабря 2023 г. в 14:00 по сеульскому времени (05:00 UTC) с морской платформы у южного берега острова Чеджу-до был выполнен успешный испытательный пуск южнокорейской твердотопливной ракеты-носителя, в результате которого экспериментальный радиолокационный аппарат компании «Ханхва» был выведен на орбиту с параметрами:

  • наклонение – 46.98°;
  • минимальная высота – 636.2 км;
  • максимальная высота – 653.5 км;
  • период обращения – 97.62 мин.

В американском космическом каталоге КА получил номер 58500 и международное обозначение 2023-188A. Второй объект, последняя ступень носителя, был найден на орбите увода наклонением 46.92° и высотой 423.7×652.9 км.

Пуск южнокорейской РН 4 декабря 2023 г.

Первым указанием на предстоящий пуск стало уведомление службы управления воздушным движением Новой Зеландии от 13 ноября 2023 г. о падении «ракетных обломков» в Тихом океане в полосе к востоку от архипелага. По оси закрываемого района лежали аж три китайских космодрома (Цзюцюань, Тайюань и зона морского старта в Желтом море), но вопрос о том, откуда будут пускать, решился самым неожиданным образом: 15 ноября южнокорейцы заявили три запретные зоны, в том числе и уже известную новозеландскую. Стартовая зона лежала к югу от острова Чеджу-до, первая ступень падала в Филиппинское море, а вторая – в южной части Тихого океана в 10300 км от старта. Районы закрывались ежедневно в период с 29 ноября по 6 декабря с 05:00 до 08:37 UTC.

Кроме того, 22 ноября компания «Ханхва» объявила о намерении запустить «с помощью правительства» свой спутник до конца 2023 года, но это сообщение, как водится, не заметили и с предыдущей информацией не связали.

Группа «Ханхва» (한화, Hanhwa) – это одна из крупнейших южнокорейских корпораций, имеющая среди прочих подразделения по разработке боевых ракет и ракет-носителей (한화에어로스페이스, Hanhwa Aerospace) и космических аппаратов (한화시스템, Hanhwa Systems). В частности, аэрокосмическим подразделением фирмы под руководством Агентства оборонных разработок ADD Республики Корея была создана серия баллистических и крылатых ракет «Хёнму» (현무, Hyunmoo).

В июле 2020 г. Южная Корея выторговала у США разрешение на создание ракет-носителей на твердом топливе в дополнение к уже реализуемым проектам носителей KSLV-I и KSLV-II на базе ЖРД. Свое намерение она мотивировала дешевизной и высокой стартовой готовностью твердотопливных ракет, которые бы позволили самостоятельно развернуть группировку спутников наблюдения. Ранее такие работы были запрещены двусторонним соглашением ввиду опасений США, что потенциальная южнокорейская МБР (а всем понятно, что твердотопливный носитель легко конвертируется в МБР, как и наоборот) спровоцирует региональную гонку вооружений. Поскольку северокорейский лидер Ким Чен Ын раз за разом демонстрировал, что его даже и не надо провоцировать на создание новых ракет большой дальности, запрет был снят. (Годом позже сняли и ограничение на дальность боевых твердотопливных ракет, составлявшее 800 км.)

Как и в случае боевых ракет, за разработку космического носителя взялись агентство ADD от имени государства и компания Hanhwa от промышленности. Был спроектирован носитель традиционной четырехступенчатой схемы: три маршевые твердотопливные ступени и четвертая доводочная – жидкостная. Официального его описания пока нет, но считается, что на первой ступени используется РДТТ тягой порядка 160 тс, на второй – 75-80 тс, на третьей – порядка 30 тс. Расчетная грузоподъемность носителя составила 500–700 кг на типовую солнечно-синхронную орбиту высотой 500 км; продолжительность подготовки к пуску – около 7 суток.

В июле 2021 г. было проведено огневое испытание РДТТ для космической ракеты.

Первый пуск экспериментального изделия

30 марта 2022 г. с морской платформы в Желтом море в районе города Тхэан, где находится основной южнокорейский полигон Анхён по испытаниям баллистических ракет, состоялся первый испытательный пуск по программе создания нового носителя. Экспериментальное изделие включало 2-ю, 3-ю и 4-ю ступени РН, на обтекателе красовалась надпись «Республика Корея». Суборбитальный пуск прошел успешно, была опубликована видеозапись с основными моментами полета, вплоть до отделения имитатора полезного груза.

Второй пуск экспериментального изделия

Второй пуск аналогичного изделия был выполнен 30 декабря 2022 г. Он не был официально анонсирован, но поскольку полет ракеты на вечернем небе наблюдала и обсуждала вся Корея, Министерство обороны было вынуждено признать факт состоявшегося испытания и распространило видеозапись.

Третий старт состоялся 4 декабря 2023 г. с недельной задержкой из-за плохой погоды и других причин и отличался от предыдущих местом расположения морской платформы (в 4 км от берега в районе города Согвипхо на южном берегу острова Чеджу-до) и составом носителя, который включал 1-ю, 3-ю и 4-ю ступени.

Макет тяжелого варианта РН

Носитель полного состава планируется испытать в 2025 г. Заявлены также планы создать его тяжелую версию с восемью стартовыми ускорителями и довести грузоподъемность до 1500 кг.

КА после отделения от последней ступени

Полезным грузом в пуске 4 декабря стал разработанный подразделением Hanhwa Systems экспериментальный интегрированный радиолокационный спутник с синтезированием апертуры (SAR), установленный вместо планировавшегося ранее макета по настоянию фирмы. Как и ракета, он пока не получил собственного имени. Возможно, спутник имеет проектное обозначение S-STEP, но в день пуска разработчик использовал лишь описательное наименование  소형 SAR위성 (сохён SAR висён, малый спутник с SAR).

Антенная панель спутника

Своим видом и конструкцией аппарат напоминает бутерброд кота Матроскина: спутник плоский, его нижняя при запуске и верхняя в орбитальном полете панель покрыта фотоэлементами, а противоположная панель представляет собой антенну радиолокатора с электронным сканированием. Между ними размещены блоки служебных систем и аппаратура управления полезной нагрузкой. Масса аппарата близка к 100 кг, хотя в некоторых источниках говорится и о 150 кг.

Вариант компоновки спутников Hanhwa при групповом запуске

В начале второго витка, в 15:45 сеульского времени, КА вышел на связь с наземной станцией фирмы-разработчика и подтвердил штатное функционирование.

Автор: Liss