27 июня в России состоялся запуск ракеты-носителя «Союз-2.1Б» с разгонным блоком «Фрегат» с КА «Метеор-М» № 2-3 и 42 малыми спутниками в качестве попутной нагрузки. Один из малых спутников «УмКА-1» разработан силами школьников общеобразовательной школы № 29 имени П.И. Забродина из г. Подольска.

Работа над проектом школьного спутника велась несколько лет, школьники до этого освоили цифровой планетарий, астрономическую обсерваторию, центр связи и управления полетами, лабораторию спутникостроения. Руководителем проекта по созданию спутника выступил учитель физики И.С.Царьков. Центр научного творчества в школе № 29 (https://school29.ru/) помимо физики объединяет много других научно-образовательных направлений.

Руководитель проекта И.С. Царьков

Создать спутник школьникам школы № 29 помогали инженеры космической компании «Спутникс» (резидент «Сколково»). Четыре года назад состоялось официальное открытие проекта, полтора года назад был получен грант по программе «Дежурный по планете», на логистику и попутные затраты еще 4 миллиона рублей на создание спутника выделил Фонд содействия инновациям И.М. Бортника.

Основной прибор на спутнике «УмКА-1» – «Школьный космической телескоп», который позволяет вести наблюдения неба и космические объекты. Полезная нагрузка включает светосильный телескоп «Лептонар-20955К» и астрономическую цифровую камеру PlayerOne Saturn-C SQR, назначение: съёмка объектов глубокого космоса.

Телеметрия с КА идет на частоте 437.625/435.825 MHz, 2400/4800/9600 USP GMSK.

Управление малыми спутниками осуществляют каждая организация по отдельности, хотя есть ведущая станция в Рузаевке. Первые сигналы спутника МКА «UMKA-1 (RS40S)» получены на опорной станции в Центре управления в Рузаевке https://r4uab.ru/satdb/umka-1/, далее работала также приемная станция R3DDF.

Сборка спутника «УмКА»

В числе создателей 42 микроспутников мы видим ведущие университеты страны НИИЯФ МГУ, МИФИ, МВТУ, МИСИС, Самарский Университет, ЮЗГУ, Университет в Грозном и другие. Все они учат студентов космическим исследования и в этом деле важно иметь реальные эксперименты. Кубсаты позволяют кооперироваться с предприятиями космической промышленности и представляют собой идеальный учебный проект.

В заключение этого сообщения мы поздравляем всех участников проекта «Школьный космической телескоп» из школы № 29 с большим достижением – успешным запуском первого школьного спутника в России.

Автор: А.Н. Зайцев специально для сайта «Новости космонавтики»